Консультация для педагогов :
«Что такое инклюзивное образование»
Так что же такое инклюзивное образование? «Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность.
На что направлено инклюзивное образование в дошкольной организации, оно направлено на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы дошкольного образования, их разностороннее развитие с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Инклюзивное образование – обеспечивает полное вовлечение ребенка с ОВЗ в жизнь образовательного учреждения, это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность.
Инклюзия - это своего рода инструмент помощи детям как здоровым, так и детям с ОВЗ найти свое предназначение; развить уже имеющиеся способности; научить общаться, находить общие точки соприкосновения; мыслить не шаблонно; это включение детей с особенностями развития в систему общего образования.
Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу, это нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум.
Основной целью и задачами инклюзивного образования в дошкольном учреждении является обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития и организация такого образовательного развивающего пространства для всех и безбарьерной среды, позволяющих детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание, гармоничное всестороннее развитие личности.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) - это дети, которые имеют различного рода отклонения (психические и физические, обуславливающие нарушения естественного хода их общего развития, в связи, с чем они не всегда могут вести полноценный образ жизни.
Основные принципы инклюзивного образования:
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Дети с ООП
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с так называемыми комплексными нарушениями психофизического развития;
Дети с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Основные принципы инклюзивного образования
все дети имеют право посещать дошкольное учреждение -это не зависит от особенностей ребенка или предпочтений педагогов;
система должна адаптироваться к потребностям ребенка, а не наоборот;
образовательная среда должна быть физически доступной и позитивной, дружелюбной по отношению
Условия реализации инклюзивной практики
в дошкольном учреждении.
профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
организация развивающей предметно-пространственной среды образовательного процесса;
организация отношений между всеми участниками образовательного процесса.