Консультация для педагогов на тему: "Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию"
Январь, 2025 г.
Нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Россия 21-го века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, прервались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. А ведь патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ ,и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Чувство Родины, оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Это дом в котором он живет, улица, где играет с друзьями, его детский сад, окружающая природа. Это сказки, песни, книги, игры. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Конечно , детям ещё недоступно в полном объёме понятие о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней.
Однако прежде чем стать патриотом, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами. По словам С.В.Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.
Чтобы достигнуть определённого результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Существуют разнообразные формы и методы воспитания у детей нравственных и патриотических чувств. Это занятия, беседы о Родине, о родном крае, природе , о знаменитых людях страны, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов. просмотр кинофильмов, рассказы, целенаправленные игры.
Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании нравственно-патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
В картотеке представлена серия дидактических игр по патриотическому воспитанию для детей дошкольного возраста: «Флаг России», «Герб России», «Патриот», «Военные профессии», «Угадай праздник», «Продолжи пословицу», «Моя семья» « Клубочек ласковых слов».
В этих играх дети смогут в игровой обучающей форме познакомиться и закрепить знания о государственных символах России, приобщиться к народной культуре России через ознакомление с русскими народными традициями, праздниками, пословицами.
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний.
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы.
Картотека дидактических игр
1. Наша Родина — Россия
«Флаг России»
Цель:
воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- способствовать закреплению знания флага своей страны;
-развивать внимание, наблюдательность;
- воспитывать любовь и чувство привязанности к Родине.
Материал:
полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры:
педагог показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
Цель:
гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
-способствовать закреплению представлений о гербе страны;
-развивать внимание, наблюдательность;
- воспитывать любовь и чувство привязанности к Родине.
Материал и оборудование:
герба страны, состоящее из 4-8 фрагментов. Ход игры:
Педагог перемешивает фрагменты, дети собирают из них картинку.
«Патриот»
Цель:
-воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
-закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран;
-расширить представления о родной стране;
- формировать патриотические чувства.
Материал и оборудование: изображение флага разных стран.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть государственный флаг РФ, назвать, из полотен каких цветов он состоит. Затем на наборное полотно выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Педагог предлагает детям найти флаг России, правильно его назвать, дать определение каждому цвету, назвать страну, Ф.И.О. президента России.
Затем педагог предлагает детям закрыть глаза; в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других.
2. Защитники земли русской - наша армия родная
«Военные профессии»
Цель: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Задачи:
-способствовать формированию представление об армии;
-развивать коммуникативные и социальные навыки в процессе игровой деятельности;
-воспитывать уважение к военным и желание быть Защитником Отечества.
Материал и оборудование:
мультимедийный экран, изображение военных профессий.
Ход игры:
чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? " Педагог используя мультимедийный экран показывает картинки по которым дети определяют и называют военные профессии.
Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной технике. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.
3. Культура русского народа: праздники, обычаи, традиции, народное искусство
«Угадай праздник»
Цель: формировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа.
Задачи:
-знакомить детей с народными праздниками, учить распознавать и называть их, рассказывать о символическом значении праздников и связанных с ними традиций.
-развивать речь, внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику рук;
-воспитывать чувство любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа.
Материал и оборудование:
большие карточки с изображением праздников «Пасхи», «Рождества», «Масленицы» и т.п., и маленькие карточки с фрагментами атрибутов праздника.
Ход игры:
детям раздают большие карты, нужно подобрать маленькие в соответствии с темой праздника.
«Продолжи пословицу»
Цель: воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества
Задачи:
-знакомить детей с устным народным творчеством.
- развивать познавательный интерес, речь, внимание, память.
- воспитывать уважение и чувство привязанности к Родине.
Материал и оборудование: карточки с пословицами
Ход игры: Педагог начинает пословицу, дети ее продолжают.
«Храброму -смерть не страшна»
«Смелый воин, славы достоин»
«Сам пропадай, а товарища выручай»
«Сражайся смело за правое дело»
«Смелый и медведя не боится, а трус и муравья испугается»
«В бою нужны смекалка, отвага и закалка»
«Близка врагу наша граница, да перейти ее боится»
«Тот герой, кто за Родину стоит горой»
«Береги землю родимую, как мать любимую»
«Умный боец везде молодец»
Солдата к славе ведут ученье и труд»
«Враг хотел пировать, а пришлось горевать»
«Дисциплина- душа армии»
«Русский солдат не знает преград»
«Солдат солдату родной брат»
«Для Родины своей - ни сил, ни жизни не жалей»
Солдата к славе ведут ученье и труд»
«Враг хотел пировать, а пришлось горевать»
«Дисциплина- душа армии»
«Русский солдат не знает преград»
«Солдат солдату родной брат»
«Для Родины своей - ни сил, ни жизни не жалей»
4. Я и мое окружение: моя семья, мой детский сад
«Моя семья»
Цель: формировать у детей позитивное представление о семье , своих близких.
Задачи:
- систематизировать знания детей о семье;
-закреплять знания имен членов своей семьи;
-воспитывать любовь и чувство привязанности к родным.
Материал и оборудование:
мяч или игрушка. Ход игры:
Для игры нужен мяч. Педагог, бросив мяч ребенку, просит назвать членов семьи ласковыми словами. Например: «мама – мамочка», «бабушка – бабуля», «брат – братишка» и так далее.
«Клубочек ласковых слов»
Цель:
- формировать у детей позитивное представление о семье , своих близких. Задачи:
- актуализировать и уточнить знания детей о семье;
-развивать в детях эмоциональность, умение и желание выражать свои чувства;
-воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к своей семье, нравственно-эстетические нормы поведения и моральные качества.
Материал и оборудование:
клубочек ниток для вязания. Ход игры:
Дети сидят в кругу и передают друг другу клубочек. Передавая клубочек нужно наматывать ниточку и называть ласково члена семьи: мамочка любимая, дорогая, красивая и т.д.
Игра «Маленькие дизайнеры
Для игры необходимо взять гуашь, акварельные краски, тюбики губной помады.
Каждому участнику игры разрешается подойти к любому ребенку и «украсить его лицо, руки, ноги». В результате все видят преобразившиеся лица друг друга. Необходимо следить, чтобы украшали всех участников. Воспитатель не должен забывать позволять украшать себя. В конце игры выбираются самая красивая модель и самый талантливый дизайнер. Эта игра способствует созданию хорошего настроения в детском коллективе, проявлению чувства едине-ния и дружбы.
Игра «Ласковые имена»
Игра воспитывает в детях доброжелательное отношение друг к другу.
Все встают в круг. Ведущий бросает игроку мяч, ласково называя его по имени. Побеждает игрок, назвавший больше ласковых имен.
Игра«Разноцветный букет»
Эта игра учит детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ведущий предлагает детям под музыку превратиться в осенние листочки (снежинки, бабочек и т. д.) и покружиться. Потом каждый листочек выбирает себе пару, объясняя, почему этот листочек нравится ему больше всех. Воспитатель должен следить за тем, чтобы в танце не осталось «одиноких листочков».
Игра «Комплименты»
Игра развивает в детях чувство сопереживания и поддержки, учит устранять конфликты мирным путем.
Дети садятся в круг, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить его. Игрок, принимающий комплимент, говорит: «Спасибо, мне очень приятно», затем он говорит комплимент своему соседу и т. д. Если ребенок затрудняется подобрать нужные слова, воспитатель должен подбодрить его и помочь.
«Семейный альбом»
Игра укрепляет у детей семейные связи и привязанности, уважение к семейным ценностям.
Игра проводится индивидуальное каждым ребенком. Воспитатель вместе с ребенком рассматриваю? Семейный альбом малыша. Воспитатель задает ребенку вопросы: «Кто это? Как зовут твоих близких? Где вы отдыхали летом? Кого ты любишь больше всех?».
«Солнечный зайчик»
Эта игра воспитывает в детях дружелюбное отношение друг к другу, способствует созданию в группе атмосферы тепла и взаимопонимания.
Ведущий с помощью зеркала в солнечный день пускает по группе солнечного зайчика, предлагая детям поймать его. Затем ведущий говорит, что он тоже поймал зайчика, и просит передавать его по кругу, чтобы каждый ребенок мог приласкать его, согреть теплом. Когда зайчик возвращается к ведущему, он обращает внимание детей на то, что зайчик, обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. Зайчика выпускают, но каждый ловит частички его тепла.
Упражнение-тренинг «Свеча»
Тренинг помогает детям расслабиться, рассказать о своих чувствах и переживаниях. Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд смотрят на пламя, слушают спокойную, мелодичную музыку. Затем закрывают глаза, свеча гаснет. Открыв глаза, они рассказывают, о чем думали, пока смотрели на свечу, что чувствовали при этом. Воспитатель помогает всем детям высказаться.
Игра «Пирамида любви»
Игра воспитывает уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу, развивает коммуникативные способности.
Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях. Воспитатель предлагает детям построить пирамиду любви. «Я назову что-то любимое и положу в центр свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть руку сверху, так наша пирамида будет расти. Когда пирамида становится очень большой, ведущий спрашивает детей: «Вы чувствуете тепло наших рук? Большая у нас получилась пирамида? А почему? Потому что мы очень многих и многое любим»
Игра «Согласование действий»
Дети разбиваются на пары или выбирают в пару одного из родителей. Ведущий предлагает им выполнять различные действия. Остальные игроки угадывают, что именно они изображают.
Примерные варианты:
• пилка дров;
• перемотка клубка ниток;
• перетягивание каната;
• парный танец;
• гребля веслами в лодке.
Игра «Жизнь в лесу»
Педагог (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?
Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись. Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
Игра «Птенцы»
Педагог: Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир - познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.
Игра «Муравьи»
Педагог (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.
Педагог и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.
Игра «Театр теней»
Педагог: Обращали ли вы внимание на то, как в яркий солнечный день за вами неотступно следует собственная тень, в точности повторяя, копируя все ваши движения? Гуляете ли вы, бегаете, прыгаете - она все время с вами. А если вы с кем-то идете или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, опять-таки в точности все повторяет, но не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она все делает бесшумно. Представим, что мы - наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе что-нибудь построим из воображаемых кубиков. Но как? Будем двигаться тихо-тихо, не издавая ни единого звука. Итак, начали!
Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню. Успех игры зависит от фантазии педагога.
Список использованной литературы
1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007
3.Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. - М.: 2004.- 56с.
4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-Мозаика-синтез,2019
5. Аблитарова А. Р., Ястребцова А. О. Воспитание нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста посредством основ патриотических чувств // Вопросы дошкольной педагогики. -- 2015. -- №2.
6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. -М.:ЦГЛ,2005
7. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008. - 282 с. - (Сердце отдаю детям).
8. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В.П., - Волгоград,2008г.
9. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А.М., - М.,1980.
10. Дошкольникам о защитниках отечества /Пол ред. Кондрыкинской Л.А., 2006г.