Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17 «Ягодка» города Димитровграда Ульяновской области»
Мочалина Вера Алексеевна
Воспитатель
Консультация для педагогов ДОУ «Сенсорное развитие детей в условиях ДОУ»
Сенсорное развитие - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир.
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.
Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов. Малыш все чаще устанавливает взаимосвязь величины, формы, а затем цвета с конкретным предметом. Переход к предметному восприятию является результатом овладения простейшими действиями - хватание и удержанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве.
Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия.
В начале второго года жизни точность и осмысленность восприятия невелики. К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Уровень сенсорного развития таков, что у ребенка оказывается сформированным умение правильно выделять свойства предметов и узнавать предметы по сочетанию свойств.
Характерной чертой сенсорного развития, особенно в период от полутора до двух лет, является опредмеченность восприятия. Так, ребенок ориентируется в форме предметов, когда в качестве образца выступают "опредмеченные" слова-названия. Предметы круглой формы - это и мячик, и шарик, и колесо от машины; треугольной - крыша; овальной - огурец, яйцо; прямоугольной - кирпич; квадратной - кубик и т.п.
Характерным является выделение свойств знакомых конкретных предметов, а не ряды основных сенсорных эталонов.
На втором году жизни интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими.
Совершенствование осязательного восприятия осуществляется вместе со зрительным восприятием и развитием движений рук, а также таких психических функций, как внимание, память, мышление.
Для детей третьего года жизни – при создании необходимых для этого условий – характерен ускоренный темп сенсорного развития. В данный возрастной период сенсорное воспитание является, с одной стороны, как и прежде, основной линией развития, а с другой стороны, все остальные линии развития базируются на сенсорной основе.
Ребенок третьего года жизни продолжает интенсивно накапливать впечатления и представления о величине, цвете, форме, фактуре, положении в пространстве и т.п., связывается с конкретными предметами и явлениями.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная – домик и т.п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне – это «снег идет», «зайчики прыгают»; оранжевое пятно – это «солнышко светит», «колобок». Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п. С помощью цвета обобщает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.
Познавательная потребность, в той или иной мере сформированная у ребенка третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых звуков, соотнесения частей.
После 3 лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их употребления. Учитывая резкий скачек в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.
В повседневной жизни у детей должна быть возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений (листья деревьев, превращение бутонов в распустившиеся цветы, облака, игра красок на небе при закате, свежесть красок природы после дождя, затейливые узоры мороза на окнах, белоснежное разнообразие зимнего пейзажа, яркие краски осенних ковров в садах, скверах, на клумбах и др.).
Не зависимо от возраста важнейшими условиями успешного сенсорного развития являются общее психофизическое благополучие ребенка и педагогическая грамотность взрослых.