Консультация для педагогов:
«Формирование основ
информационной
безопасности
у дошкольников »
Выполнила педагог-психолог
Левадная Е.С.
На основе Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» выделяются следующие источники информации:
- продукция средств массовой информации,
- печатная продукция,
- аудиовизуальная продукция на любых видах носителей,
- информационно- телекоммуникационная сеть «ИНТЕРНЕТ»,
- зрелищные мероприятия,
- а также необходимо рассматривать информацию, полученную детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми
Глобальная проблема обеспечения информационной безопасности связана с всеобщим и повсеместным использованием информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
В дошкольном возрасте доля детей пользователей интернета значительно ниже, чем в старшем возрасте, и составляет в среднем 24% (дети 5-9 лет). Наиболее доступным местом пользования интернета является их дом. Девочки значительно реже, чем мальчики пользуются услугами интернета. Мальчики в большей степени, чем девочки подвергаются информационной опасности, так как чаще пользуются услугами интернета, где не контролируются взрослыми.
Нестабильность эмоциональной сферы и низкий уровень критичности восприятия и обработки информационного потока детьми свидетельствуют о том, что именно дети находятся в группе потенциального риска для негативного воздействия и интернет-манипуляций с последующим вовлечением в деструктивную деятельность .
Негативное информационное воздействие способствует развитию формирования у детей неправильного восприятия традиционных российских духовно-нравственных ценностей, провоцирующего "психологический слом", следствием которого могут стать как депрессивное состояние, так и проявление девиантного поведения, повышенной агрессии к окружающим.
Какую информацию можно отнести к негативной?
- Побуждающую детей к совершению действий, угрожающих их жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других людей, в том числе причинение вреда себе, самоубийство;
- Способную пробудить у детей интерес и желание попробовать алкогольную продукцию, табачные изделия, наркотические вещества, заниматься бродяжничеством;
-Содержащую информацию порнографического характера, отрицающую семейные ценности;
- Оправдывающую жестокость и насилие в отношении людей или животных, содержащую нецензурную лексику.
Что же такое информационная безопасность?
Информационная безопасность дошкольников рассматривается как "состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и физическому, психическому, духовному, нравственному развитию".
Концепция информационной безопасности детей в Российской Федерации принята распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 апреля 2023 г. № 1105–р
Основные принципы обеспечения информационной безопасности детей
1 )укрепление ведущей роли государства в обеспечении информационной безопасности детей;
2)сохранение и укрепление традиционных ценностей, противодействие распространению деструктивной информации;
3)ответственность родителей (законных представителей) за воспитание и развитие своих детей, включая заботу о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
4)приоритетность прав и обязанностей родителей (законных представителей) в обеспечении информационной безопасности детей;
5)ответственность государства за соблюдение законных интересов детей в информационной сфере;
6)необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;
7)воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления;
8)повышение эффективности сотрудничества представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной причинить вред их здоровью и развитию;
Основные принципы обеспечения информационной безопасности детей
9)обучение детей вопросам информационной безопасности;
10)поддержка творческой деятельности детей в целях их самореализации в информационной среде;
11)создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;
12)взаимодействие различных ведомств при реализации мероприятий, касающихся обеспечения информационной безопасности детей;
13)обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России путем использования современных средств массовых коммуникаций;
14)формирование у детей объективного представления о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации;
15)безопасность использования интернет-технологий в образовательных организациях и местах, доступных для детей;
16)единство системы мер, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, независимо от территориальных и ведомственных разграничений.
Приоритетные задачи государственной
политики в области обеспечения
информационной безопасности детей:
1) проведение мероприятий, направленных на повышение грамотности
детей по вопросам информационной безопасности, формирование
навыков законопослушного и ответственного поведения в цифровой среде;
2) совершенствование форм и методов обеспечения информационной
безопасности детей в соответствии с целями государственной политики
по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
3) защита детей от внешнего деструктивного информационно-
психологического воздействия, пресечение деятельности, направленной
на разрушение традиционных ценностей в Российской Федерации;
4) расширение спектра возможностей услуги "Родительский контроль" на
стационарных и мобильных устройствах, которыми пользуется ребенок;
5) формирование у детей навыков самостоятельного и ответственного
потребления информационной продукции;
6) поддержка проектов, направленных на продвижение традиционных
ценностей в информационной среде;
Приоритетные задачи государственной политики в области обеспечения
информационной безопасности детей:
7) развитие инфраструктуры, форм и методов первичной профилактики
противоправного поведения детей в сочетании с воспитательным
воздействием в образовательных организациях;
8) воспитание детей в духе уважения к традиционным ценностям,
ценностное, моральное и нравственно-этическое развитие детей;
9) воспитание у детей ответственности за свою жизнь, здоровье и судьбу,
изживание социального потребительства и инфантилизма;
10) усвоение детьми системы семейных ценностей и представлений о
семье;
11) развитие системы социальных и межличностных отношений и
общения детей;
12)удовлетворение и развитие познавательных потребностей и интересов
ребенка, детской любознательности и исследовательской активности;
13) развитие творческих способностей детей;
14) воспитание у детей толерантности….
Для обеспечения информационной безопасности детей наряду с запретом информационной продукции, которая может причинить вред развитию и здоровью ребенка, и ограничением доступа к ресурсам, содержащим противоправный контент, государству и обществу необходимо:
- содействовать созданию условий, обеспечивающих позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка, его психологическое благополучие и позитивное мировосприятие,
- на постоянной основе проводить мероприятия, направленные на повышение уровня грамотности детей по вопросам информационной безопасности,
- способствовать формированию критической оценки получаемых сведений,
- проводить информационные кампании, направленные как на обеспечение информационной безопасности детей, так и на привлечение внимания родителей (законных представителей) к вопросам информационной безопасности.
Ожидаемыми результатами реализации настоящей Концепции являются :
1)повышение уровня информационной безопасности и цифровой грамотности детей;
2)формирование среди детей устойчивого спроса на получение высококачественной информационной продукции;
3)повышение охвата педагогических работников мероприятиями в области обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве;
4)увеличение числа родителей (законных представителей), проинформированных о существующих возможностях услуги "Родительский контроль";
5)сокращение числа детей, пострадавших от жестокого обращения и травли, в том числе в сети "Интернет";
6)снижение фактов вовлеченности несовершеннолетних в деструктивные группы с использованием сети "Интернет";
7)сокращение количества информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей;
8)увеличение в сети "Интернет" контента, направленного на формирование у детей традиционных ценностей.
Информационная безопасность является проблемой как социальной, так и педагогической. Совместная деятельность детского сада и семьи поможет оградить подрастающее поколение от отрицательного влияния информационной среды.
Спасибо за внимание!
Всем мира и добра!