Консультация для педагогов
«Как влияет подвижная игра на физическое воспитание ребенка»
Подвижные игры – важное средство воспитания, одно из самых полезных и любимых занятий детей. Подвижная игра занимает особое место в развитии ребенка дошкольного возраста. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что важно для приобретения ребенком своего жизненного опыта.
Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и, самое главное благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей.
Подвижные игры являются лучшим средством активного отдыха после напряженной умственной работы. Игровая деятельность развивает и укрепляет основные группы мышц и тем самым способствует улучшению здоровья. Движения, входящие в подвижные игры по своему содержанию и форме очень просты, естественны, понятны и доступны к восприятию и выполнению. В играх, занимающиеся, упражняются в ходьбе, беге, прыжках, метании и незаметно для самих себя овладевают навыками основных движений.
Приобретенный двигательный опыт и хорошая общая физическая подготовка создают необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности.
Ценность подвижных игр в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в быстро изменяющихся условиях.
Содержание игр обогащающей представление и активизирует наблюдательность, мышление и внимание, развивает память, сообразительность и воображение.
Игровая деятельность всегда связана с решением определенных задач, выполнением определенных обязанностей, преодолевание разного рода трудностей и препятствий. Преодоление препятствий укрепляет силу воли, воспитывает выдержку, решительность, настойчивость в достижении цели, веру в свои силы, формируется характер.
Во время игр на просторе, в природных условиях, у детей формируется умение использовать приобретенные навыки в многочисленных жизненных ситуациях. В результате, дети становятся не только ловкими, быстрыми, сильными и выносливыми, но и приручаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность. У них воспитываются чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.
Потребность в движении у дошкольника высока, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Вот почему важен оптимальный режим двигательной активности в игровых упражнениях и подвижных играх.
Допустимую двигательную нагрузку в игровых заданиях и играх необходимо регулировать: изменяя игровую ситуацию, увеличивая или уменьшая количество повторений в зависимости от возможностей детей в каждой конкретной игре.
В ходе игры следует обращать внимание на внешние признаки утомления, так как даже в одной возрастной группе уровень физической подготовки у детей неодинаков. Нормальным считается чуть возбужденное лицо, немного сниженное внимание, но достаточно четкое выполнение заданий и, главное отсутствие жалоб в чем-либо.
В том случае, если движения детей нечаянные, неуверенные, сильное покраснение или наоборот, чрезмерная бледность лица, жалобы на усталость, проявление излишнего возбуждения и даже конфликтности, отказ от участия в игре, то необходимы срочные меры для снижения двигательной нагрузки, а может и переход к другому виду деятельности.
Подвижные игры с древних времен
1. «Баба-Яга»
Играющие выбирают Бабу – Ягу и двух собак. На земле проводят черту. По одну сторону черты становится Баба – Яга с собаками, по другую дети. Бабу – Ягу дразнят:
Баба-Яга, костяная нога.
С печки упала, ногу сломала.
Пошла в огород, испугала народ,
Побежала в баньку, испугала зайку!
Дети разбегаются, а Баба – Яга посылает собак ловить их. Пойманных, собаки приводят к Бабе – Яге. После это пойманные становятся собаками и так же ловят детей. Когда собаки переловят всех детей, игра заканчивается.
2. «Молчанка»
Играющие выбирают водящую, садятся вокруг него и поют:
Кони, кони мои кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки мыли,
По-турецки говорили:
Чаб-чалили, Чаб-чалили.
Прилетели журавли
И сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет,
Тот получит шишкой в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!
Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается рассмешить каждого из детей движениями, смешными гримасами, веселыми приговорками. Если кто-то из игроков засмеется или скажет слово, то он отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: песни поют, скачут на одной ноге, танцуют…
3. «Пчелы»
Играющие по считалке выбирают участника, изображающего цветок, а затем делятся на две группы - сторожей и пчел. Сторона, взявшись за руки, ходят вокруг цветка и поют:
Пчелки яровые,
Крылья золотые.
Что вы сидите,
В поле не летите?
Аль вас дождичком сечет?
Аль вас солнышко печет?
Летите за горы высокие,
За леса зеленые.
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчелы стараются забежать в круг, а сторожа, то поднимая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из пчел удастся проникнуть в круг и коснуться цветка, сторожа, не сумевшие уберечь цветок, разбегаются. Пчелы бегут за ними, стараясь ужалить, пожужжать в уши.
4. «Дятел»
Играющие выбирают дятла. Подходят вместе с ним к дереву и поют:
Ходит дятел по пшенице
Ищет зернышко пшеницы
Не нашел и добит сук
Раздается в лесу стук:
Тук, тук, тук, тук!
Дятел берет палку и, считая про себя, стучит по дереву задуманное им количество раз. Игрок, который первым правильно назовет число ударов и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом, и игра повторяется.
5. «Жмурки»
Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубенцы или колокольчик. Затем остальные ведут вокруг них хоровод и поют:
«Трынцы-брынцы бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет,
Того жмурка и поймает».
После этих слов игрок с бубенцами начинает ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
6. «Уголки»
В игре участвуют пять человек. на земле рисуют большой квадрат. по считалке выбирается водящий-мышка. Он становится в середину квадрата, а четверо игроков занимают уголки. Водящему поют:
«Мышка, мышка,
продай уголок.
За шильце за мыльце.
За белое белильце,
За зеркальце!
Продолжают просить: Мышка, мышка дай ключи!
Поди вон! Там постучи! – отвечает мышка и командует: «Из угла в угол, друг за другом – вон!
Стоящие по углам игроки начинают между собой меняться местами, а мышка старается занять оставленный угол. Участник, оставшийся без угла, становится мышкой. Игра повторяется.
3