Слайд 1
Педагогическая диагностика «Мир открытий»
Педагогическая диагностика детей к программе «Мир открытий» направлена на определение эффективности педагогических действий и соответствия образовательных условий, созданных в образовательной организации, возможностям и индивидуальным особенностям воспитанников.
Слайд 2
Сразу хочется отметить, что данная педагогическая диагностика также может быть использована педагогами, работающими по другим программам дошкольного образования.
Данную диагностика проводить 2 раза в год, в начале и в конце учебного года. 1 неделя октября и 1 неделя апреля.
Слайд 3
Диагностика включает в себя:
Диагностический лист
Диагностические листы для специалистов (физкультурного, музыкального работников, логопеда), данные которых включаются в общий диагностический лист (используются только в рамках педагогической диагностики детей от 4-7 лет)
Электронную карту наблюдений за ребенком.
Анкета для родителей.
Слайд 4
Рассмотрим подробнее процесс диагностики развития воспитанников.
Воспитатель внимательно наблюдает за процессом развития детей для того, чтобы иметь возможность своевременно скорректировать или оптимизировать его.
Мониторинг проводится педагогом на основании наблюдений за детьми, бесед и создания несложных ситуаций.
Слайд 5
Ряд параметров оценивают педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, логопед. Если в дошкольной организации нет логопеда, то на следующие вопросы мониторинга отвечает воспитатель, который занимается с детьми развитием речи.
Слайд 6 (Диагностический лист)
Анализ развития осуществляется по всем пяти образовательным областям, они представлены в диагностических листах по каждому возрасту. По каждой области расписаны критерии проявления достижения в индивидуальной и совместной со взрослым деятеятельности.
Слайд 7 (Методика оценивания)
В пособии подробно описана методика оценивания показателей развития ребенка по всем возрастам, даны критерии выставления того или иного балла по каждому параметру.
Слайд 8
Система оценок трехуровневая от 0 до 2:
- Ели качество у ребенка проявляется устойчиво - 2 балла;
- Если качество проявляется неустойчиво (находится в зоне ближайшего развития в стадии становления и проявляется в совместной деятельности со взрослым) – 1 балл;
- Качество не проявляется – 0 баллов.
Слайд 9 (Карта наблюдений)
Для удобства заполнения данных на группу детей воспитателю предлагаются карты наблюдений, которые даны в приложении в электронном виде. Педагогу необходимо лишь внести в таблицы фамилии детей и результаты наблюдений за детьми по всем пяти областям. После заполнения таблицы все подсчеты в Excel-шаблоне выполняются автоматически.
Слайд 10 (Формула)
Если по какой-то причине у педагога нет возможности работать в электронной форме, карта наблюдений есть на бумажном носителе, а также формула расчета, которую вы видите на экране.
Слайд 11 (Анкета)
Поскольку в разных ситуациях (дома, детском саду) ребенок может вести себя по-разному, то для получения более точных результатов ряд показателей, которые оценивает воспитатель, дублируется вопросами в анкетах для родителей. Воспитатель получает дополнительную информацию и соотносит свой ответ с ответами родителей, а родители получают возможность задуматься о каких-то аспектах жизни своего ребенка, его интересах, любимых занятиях, особенностях поведения и пр.
Слайд 12 и 13
Так выглядит заполненная карта наблюдений и мы можем увидеть результаты диагностики по всем пяти областям в процентном соотношении. Так же можем увидеть динамику развития воспитанников в соотношении с прошлым учебным годом. (Т.е. сравнить карты наблюдений за два учебных года).
Слайд 14
Результатом диагностики будет:
Оценка эффективности используемых в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми на предмет их соответствия возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников;
Предупреждение как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей;
Определение детей, требующих особой психолого-педагогической поддержки с цель оптимизации их образовательной траектории или (в случаи необходимости) профессиональной коррекции хода их развития.
Слайд 15
Оценивание в соответствии с распределением:
95-100 – высокий темп развития;
75-95 – успешное развитие;
50-75 –норма развития;
30-50 – рекомендуется разработка индивидуального образовательного маршрута и / или психологическая диагностика.
0-30 – рекомендуется комплексное психологическое обследование.
На основании полученных результатов диагностики делаем следующие выводы:
Если итоговое значение группы по какой-либо из образовательных областей ниже 75% педагогу следует пересмотреть формы и методы организации образовательной работы.
Если индивидуальное значение будет составлять меньше75% по отдельным образовательным областям или в целом в отношении таких детей усиливается индивидуальный подход, разрабатывается индивидуальная образовательная траектория их развития.
При значении меньше 50% в отдельным образовательным областям или в целом является показанием для беседы с родителями с целью рекомендации проведения комплексного психологического обследования ребёнка для выявления причин низких результатов диагностики. В дальнейшем рекомендуется разработка индивидуальной программы мероприятий способствующий активизации процесса развития ребенка.
Слайд 16
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА В ПРОГРАММЕ «МИР ОТКРЫТИЙ»:
соотнесенность программных задач развития детей с системой оценочных параметров;
комплексный подход к диагностике развития воспитанников (экспертные оценки специалистов + данные анкетирования родителей);
Опора на реальные достижения ребенка, проявляющиеся в его повседневной активности и деятельности в естественной среде;
Слайд 17
наличие четких критериев для оценивания по параметрам, характеризующим важные этапы развития на каждом возрастном этапе;
учет в оценочных показателях зоны ближайшего развития каждого ребенка;
использование электронных средств обработки мониторинговых исследований;
Слайд 18
Вывод:
Данная диагностика очень удобна, проста, доступна, экономна во времени. И анализируя её следует обратить своё внимание не только на низкие, но и на массово высокие оценки. Так, если в отношении какой-то из образовательных областей среднее значение по группе выше 97, то с большей долей вероятности это указывает на то, что предлагаемые образовательные содержания уже легки для детей, а это означает , что им можно предлагать образовательные задачи следующего возрастного периода.