Дошкольное структурное подразделение МБОУ «СОШ№2
им. С.И.Подгайнова г.Калининска Саратовской области» -
детский сад «Почемучка»
Консультация для педагогов на тему «Организация работы по здоровьесбережению
детей дошкольного возраста
в современных условиях»
Подготовил воспитатель: Малахова Г.В.
2018г.
Сегодня уровень нагрузок не соответствует функциональным возможностям организма ребенка. Это несоответствие влечет за собой отклонения в состоянии здоровья, увеличение числа детей с функциональными расстройствами и так же с нервно - психическими заболеваниями. Несколько десятилетий тому назад вопрос о качестве двигательной активности ребенка не стоял. Стремление к движению у ребенка было естественным и неудержимым. В настоящее время детей нельзя оторвать от компьютера, они подолгу смотрят телевизионные передачи , соответственно находятся в статическом положении . В связи с тем, что двигательная активность современного ребенка резко сократилась, стало задерживаться его физическое развитие, ребенок становится вялым, малоподвижным, нездоровым.
ФГОС направлен на решение задачи:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
В настоящее время всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. В своей работе для достижения новых образовательных результатов с детьми дошкольного возраста, использую здоровьесберегающие технологии. С их помощью можно решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей не формально, а осмысленно, с учётом их возрастных особенностей.
В практике современных здоровьесберегающих технологий выделяются три группы:
1. Технологии, стимулирующие сохранение здоровья. К ним относятся различные виды гимнастики: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, подвижные и спортивные игры, релаксация, ритмопластика, динамические паузы.
2. Технологии, обучающие здоровому образу жизни: это физкультурные занятия, игры коммуникативного характера, беседы на тему «Здоровье», точечный массаж, самомассаж.
3. Технологии коррекции: воздействие цветом, музыкальное воздействие, арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика.
Каждая из технологий используется в комплексе здоровьесберегающей деятельности, имеет оздоровительную направленность, позволяет сформировать у детей твердую мотивацию на здоровый образ жизни.
Наш детский сад «Почемучка» на протяжении 6 лет имеет приоритетным направлением: Сохранения и укрепления психического, физического здоровья дошкольника.
Работа по оздоровлению проводится в комплексе, это развитие физических способностей, обеспечение психического благополучия и воспитание здорового образа жизни. Я работаю воспитателем, и свою работу строю в соответствии с примерной программой "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Н.А.Васильевой с учетом Федерального государственного образовательного стандарта и Л.И.Пензулаева «Физкультурные занятия в д/саду».
В детском саду мы сталкиваемся с такой проблемой, как слабое физическое развитие детей при поступлении в дошкольное учреждение. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», т.е. Количество движений в течении дня ниже возрастной нормы из-за чего задерживаются: возрастное развитие быстроты, ловкости, коррекции движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушение осанки. Одной из основных причин таких нарушений в физическом развитии дошкольников является неосведомленность родителей в вопросах здоровьесберегающих технологий и их внедрение в воспитательный процесс.
Наиболее эффективными формами оздоровления являются:
строгое соблюдение режима дня;
утренняя гимнастика:
динамические паузы (физкультминутки);
обеспечение условий для реализации двигательной активности в течении дня;
физкультурные занятия;
прогулки;
спортивные праздники, развлечения, подвижные игры;
сбалансированное питание;
В связи с тем, что утренняя гимнастика - является одной из важных составляющих в ходе режимных моментов. Она позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.
Для повышения интереса, большинство комплексов общеразвивающих упражнений включают в себя упражнения с предметами: обручами, палками, средними и большими мячами, кубиками, косичками, ленточками, мешочками. Упражнения выполняются под музыку, т.к. она способствует созданию правильного представления о характере движений, ритме, темпе. Дети лучше чувствуют характер музыкального произведения, и в соответствии с музыкой меняют темп своих движений.
Музыкальное сопровождение дисциплинирует детей, повышает их работоспособность и внимание. Положительные эмоции, которые возникают при выполнении упражнений под музыку, увеличивают их физиологический эффект.
Физкультурные занятия проводятся в соответствии с планом по СанПину три раза в неделю (два в зале, одно на прогулке), они основаны на повышение интереса детей к двигательной активности.
Современные научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Это, в свою очередь, способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановление силы, увеличивает запас энергии.
Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать, т. к. это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать того, что он переживает, чувствует; можно ограничить лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, наша задача стоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
С этой целью в работе с дошкольниками необходимо использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.
Для удобства применения данных упражнений их можно классифицировать по следующим направлениям:
*Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхание;
*Упражнения на расслабление мышц лица;
*Упражнения на расслабление мышц шеи;
*Упражнения на расслабление мышц рук;
*Упражнения на расслабление мышц ног;
*Упражнения на расслабление всего организма.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т.к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести свое тело к равновесию и гармонии.
Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражениях своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.
Вывод: Целенаправленная система в работе по здоровьесберегающим технологиям с добавлением в них эмоционального содержания обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку, помогает добиться снижения заболеваемости, и в целом решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей.