Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. | Слайд 1 |
Что такое пальчиковая гимнастика? Пальчиковая гимнастика - это здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки и способствующих формированию речевых навыков. По своей сути пальчиковая гимнастика- это массаж и гимнастика для рук. | Слайд 2 |
Цель пальчиковой гимнастики - борьба с умственной усталостью, снятие напряжения артикуляционного аппарата, повышение тонуса организма и общий оздоравливающий и развивающий эффект. | Слайд 3 |
При использовании этой формы работы с детьми решается ряд задач: Интенсивное развитие речи. Коррекция речевых нарушений. Подготовка руки к овладению навыком письма. Развитие ВПФ(высших психических функций). Развитие эмоционально-волевой сферы | Слайд 4. |
Психика детей устроена так, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они ему не интересны. А вот пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравятся детям, они играют в них не только со взрослыми но и самостоятельно. | Слайд 5 |
Нельзя сказать, что пальчиковая гимнастика это инновационная технология развития детей. Пальчиковые игры существовали у разных народов в разное время, В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. А на Руси с малолетства учат играть в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую». | Слайд 6 |
Именно пальчиковые игры являются одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Существует несколько видов пальчиковых игр: • пальчиковые игры с предметами; • активные игры со стихотворным сопровождением; • игры манипуляции; • пальчиковые игры на основе сказок; • пальчиковые кинезиологические игры; • пальчиковые игры с элементами массажа; • пальчиковые игры с музыкальным сопровождением; • пальцевые узоры. Сейчас я остановлюсь на каждом из них. | Слайд 7 II.7 |
Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. У самых разных народов такие игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память. Деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. Вот одна из этих игр с карандашом. Карандаш в руках держу Поиграть я с ним хочу. Карандаш в ладони взяли И немного пошуршали. Карандашик я возьму Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. | Слайд 8 |
Следующий вид - активные игры со стихотворным сопровождением. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками как в свободное время, так и на прогулке. Паучок ходил по ветке. А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Стало солнце пригревать, Паучок ползет опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять по ветке. Домик маленький на елке, Дом для пчел, а где же пчелки? Надо в дом постучать: 1,2,3,4-5. Я стучу, стучу по елке, | Слайд 9 |
Следующий вид пальчиковых игр- игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение, так как он в каждом пальчике видит тот или иной образ. Предлагаю вам вспомнить эти игры. Этот пальчик-дедушка, Этот пальчик-бабушка, Этот пальчик-папочка, Этот пальчик-мамочка, Этот пальчик я - Вот и вся моя семья! | Слайд 10 |
Следующий вид - пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. | Слайд 11 |
Следующий вид - пальчиковые кинезиологические игры или «гимнастика мозга» Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания, что так необходимо при школьном обучении. Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. *ухо-нос (по очереди менять руки) * живот-голова *ладонь-пальцы | Слайд 12 |
Следующий вид- пальчиковые игры с элементами массажа. В данных играх используются традиционные для массажа движения-разминания, растирание, надавливание, пощипывание, так же их можно выполнять с предметами (карандаши, мячи,палочки,трубочки). | Слайд 13 |
Следующий вид- пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. «У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. На лбу и ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. На лбу и ушах, на шее, на локтях, На носу, на животе, на коленях и везде». | Слайд 14 |
И завершить свое выступление я хотела бы такими словами: «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И.П.Павлов. Спасибо за внимание! | Слайд 15 |