Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников
Игра – это не только источник положительных эмоций, это ещё и возможность развивать качества, необходимые для дальнейшей жизни. Во время игры, ребёнок, даже не подозревая об этом, может получать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Любая игра – это, прежде всего, общение со сверстниками или взрослым. И именно в этот момент ребенок учится уважительно относиться к чужим победам и достойно переносить свои неудачи. Из большого разнообразия игр хочется выделить дидактические игры, которые в руках педагога становятся интересным, захватывающим, эмоциональным и творческим средством воспитания гармонично развитой личности ребенка.
Представленные ниже дидактические игры по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию. Основная их цель – формирование у детей устойчивого интереса к физкультуре и спорту. Все игры многофункциональны. Они не только развивают интерес к спорту, но и способствуют формированию и развитию психических процессов:
развитию восприятия цвет, формы, величины, пространства, времени;
развитию зрительного и слухового внимания;
формированию и развитию мыслительных операций (сравнение, сопоставление, общение, исключения, классификации), операций анализа и синтеза; формированию логического мышления детей;
формированию общей и мелкой моторики рук.
Для изготовления игр были использованы фотографии и символы видов спорта, а также картинки из настольных игр и раскрасок.
Методические рекомендации к использованию дидактических игр по физическому воспитанию.
В дидактические игры следует играть во время самостоятельной или совместной деятельности детей и педагога.
Для игры в настольные игры следует выбирать стол, за которым смогут сидеть все участники игр.
Участие в играх педагога повышает интерес детей к играм, способствуют развитию дружеских отношений.
Для развития активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из ребят.
Новую игру следует чётко объяснить, отдельные моменты можно показать.
Ход игры и её правила объясняются перед началом. При необходимости воспитатель может показать и с помощью вопросов выяснить, как дети поняли игру.
Все указания по ходу игры нужно давать в спокойном тоне, отмечать правильно выполнение заданий, соблюдение правил.
деятельность детей в игре оценивается всеми её участниками; при этом важно отметить соблюдение правил, качество ответов. самостоятельность в организации и проведении игр.
После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих, выполнения ими всех правил, что способствует формированию дружеских отношений каждого ребёнка к своему поведению.
«Спортивный инвентарь» для детей 3-4 года
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физической культуре и спорту; знакомить детей со спортивным инвентарём; учить узнавать и называть спортивный инвентарь; определять его значение; развивать мышление, внимание, память, логику.
Правила: В комплект входят карточки с чёрно - белым изображением спортивного инвентаря и к ним цветные части этих картинок (от 3 до 12 частей). Ребёнок выбирает чёрно-белую картинку и на неё накладывает цветные части этой картинки. После того, как ребёнок соберёт картинку, он должен назвать спортивный инвентарь, который на ней изображён.
Усложнение: Собрать картинку, не опираясь на чёрно-белое изображение.
рассказать, как можно использовать инвентарь.
«Сложи картинку» для детей 5 лет
Картинки с изображением видов спорта, инвентаря разрезаны на различные геометрические фигуры.
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; знакомить детей с видами спорта; учить детей узнавать и называть виды спорта; развивать воображение, мышление, логику.
Правила: игрок собирает картинку из частей. Собрав, ребёнок рассказывает, что изображено на картинке.
«Две половинки» для детей 2-3 лет
карточки с изображением спортивного инвентаря и основных видов движений инвентаря разрезаны на две половинки.
Цели и задачи: учить детей узнавать и называть спортивный инвентарь, основных видов движения; развивать мышление и память; формировать интерес к физкультуре.
Правила:
1 вариант: Ребёнок складывает две половинке, чтобы получилась картинка.
2 вариант: ребёнок ищет в стопке нужную половинку. Собрав картинку, ребёнок должен назвать то, что на ней изображено.
3 вариант: Собрав картинку, ребёнок должен назвать то, что на ней изображено. Но если это движение, то ребёнок должен его показать. Если это инвентарь, то ребёнок должен его найти и показать, какие упражнения можно с ним выполнить.
«Хорошо и плохо» для детей 3-6 лет
Цели и задачи: приучать детей к здоровому образу жизни; учить детей сравнивать хорошее и плохое. полезное и вредное; прививать желание вести здоровый образ жизни; развивать мышление, логику, память.
Правила: детям раздаются карточки, на которых изображены ситуации вредных для здоровья. Игроки должны определить, почему это вредно и найти парную карточку с изображением ситуации полезной для здоровья.
«Спорт зимой и летом» для детей 5-7 лет
Цели и задачи: формировать у детей интерес к физкультуре и спорту; учить узнавать виды спорта; развивать логику, память, мышление, умение классифицировать и сортировать виды.
Правила: Игроку предлагают выбрать символы (изображения) только зимних или только летних видов спорта. Затем он называет данные виды спорта; почему они летние или зимние: рассказывает, как определяется победитель.
«Четвёртый лишний» для детей 4-7 лет
Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; закреплять знания детей о спорте, физкультуре, гигиене и здоровье; развивать логику, мышление, память.
Правила: Игрок берёт одну карточку, на которой изображены четыре картинки. Игрок называет, что изображено на карточке, затем закрывает лишнюю картинку, Объясняя, почему она лишняя.
«Что к чему» для детей 5-7 лет
Цели и задачи: формировать интерес к физкультуре и спорту; учить детей узнавать и называть виды спорта; учить и называть необходимый инвентарь, оборудование, экипировку для данного спорта; развивать мышление, память, логику.
Правила: Игрок выбирает карточку (инвентарь) с видом спорта. Далее он подбирает к ней символ данного вида спорта (оборудование).
Играть можно одновременно несколько человек: кто быстрее соберёт ряд.