СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов: «Работа с детьми, имеющими РАС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов:  «Работа с детьми, имеющими РАС»

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: «Работа с детьми, имеющими РАС»»


Донецкая Народная Республика

уПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

мУНИЦИПАЛЬНОЕ бюджетное ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №15 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ДНР 283050г.Донецк,Ворошиловского района,ул.Университетская, дом 38 в







КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«Работа с детьми, имеющими РАС»




Разработал воспитатель:

Кисиленко Е.А.









Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Аутизм – это расстройство широкого спектра, то есть оно по-разному проявляется у разных людей. Одни дети могут говорить, в то время как другие говорят очень мало, или не говорят вовсе.

При отсутствии лечения многие аутичные дети не приобретут навыков общения и могут не научиться правильно, говорить и подобающе вести себя. Лишь единицы могут полностью избавиться от аутизма без какого-либо вмешательства. В такой ситуации вселяет надежду тот факт, что существует много разных видов лечения, которые могут оказаться достаточно эффективными. Некоторые виды лечения дают существенные улучшения, а некоторые могут иметь небольшой или нулевой эффект. Нет такого лечения, которое помогало бы всем одновременно.

Лечение аутизма – процесс, требующий индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от выраженности его симптомов, а также от наличия каких-либо сопутствующих аутизму нарушений и других расстройств. Некоторые дети с аутизмом нуждаются в очень интенсивной помощи для того чтобы приобрести основные навыки социального поведения, научиться говорить. Многие дети при этом могут самостоятельно обучаться сложным умениям и больше нуждаются в поддержке с учетом их особенностей восприятия и мышления в саду, школе и дома.

Аутичных дети нуждается в постоянном, индивидуальном контроле и сопровождении взрослых в любом виде деятельности.

В помощи детям с аутизмом могут принимать участие специалисты, занимающиеся развитием речи, академических навыков, психологи, нейропсихологи и многие другие специалисты при условии достаточной подготовки и опыта работы в области аутизма.

Основными задачами коррекционной помощи детям данной категории являются:

- воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;

- формировать коммуникативные умения и навыки;

- формировать сенсорное развитие;

- формировать социально-бытовых умения и навыки самообслуживания;

- развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка;

- развивать и корректировать детско-родительские отношения;

- повышать двигательную активность ребенка;

- стимулировать звуковую и речевую активности.

Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия с детьми 4-7 лет. Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка.

В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

В процессе занятий с ребенком следует придерживаться некоторых общих рекомендаций по проведению занятий:

- налаживание эмоционального контакта с ребенком;

- регулярное систематическое проведение занятий по определенному расписанию;

- смена видов деятельности в процессе одного занятия;

- повторяемость программных задач на разном дидактическом и наглядном материале;

- игровая форма проведения занятий в соответствии с состоянием эмоционально-личностной сферы ребенка;

- использование физических упражнений, которые, как известно, могут и поднять общую активность ребенка, и снять его патологическое напряжение;

- опора на сенсорные анализаторы.

Содержание работы с детьми с РАС отражает направления коррекционной помощи по основным сферам развития (4-7 лет):

1. Социально-коммуникативное – реализует педагог-психолог;

2. Познавательное развитие – реализует воспитатель;

3. Речевое развитие – учитель-логопед;

4. Художественно-эстетическое развитие – реализует музыкальный руководитель;

5. Физическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.

 Пример модели сопровождения ребенка с РАС в ДОО.

1. Социально-коммуникативное развитие – реализует педагог-психолог.

Задачи:

- формировать произвольную, волевую регуляцию поведения;

- формировать понимание ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций

ребенка - улыбки, ответного взгляда и др.

- формировать у ребенка представление о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

- формировать потребность зрительного контакта «глаза в глаза» при общении.

- формировать навык преодоления аффективных состояний.

- развивать эмоциональную сферу посредством стимуляции ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, осязательных, обонятельных и вкусовых);

- развивать положительные эмоциональные отклики на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворение от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого;

- развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, произвольное поведение;

- развивать мелкую моторику рук: уметь попросить предмет, протягивая руку и выполнять хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь), продолжать довольно длительное время играть с ребенком в тайник (прятать лицо ладонями);

- развивать мимику лица, позы и жесты тела;

- обучать ребенка адекватно воспринимать и обследовать живые и неживые предметы окружающего пространства;

- корректировать «полевое» поведение ребенка (бесцельное блуждание по комнате, посредством введения его в деятельность простых манипуляций с сенсорным игровым материалом).

Виды игр для занятий с ребенком с РАС.

1. Игры на идентификацию (нахождение такого же) содержат разнообразные картинки с изображением знакомых предметов. К ним относятся лото, где ребенок подбирает абсолютно одинаковые пары. Соотнесение реального предмета с изображенным на рисунке.

2. Игры направленные на выделение части и целого (разрезные картинки из 4-6 частей, кубики, игры-головоломки «Магический квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо», «Блоки Дьенеша»).

3. Игры на классификацию. «Что какого цвета?», «Подбери по форме», «Большие и маленькие», «Волшебная машина». Собирание форм в единую композицию на магнитном полотне: по форме, цвету, величине.

4. Игры на сериацию. Учить выстраивать предметы в определенной

последовательности, большой, средний, маленький, снова большой - «Какой теперь?», «Кто теперь?». Освоение сериации в образной форме способствует проигрывание сказок настольного плоскостного театра «Репка», «Колобок», где персонажи выстраиваются согласно сюжету в определенной последовательности друг за другом.

5. Игры на развитие двигательных навыков, мелкой моторики рук (завязывать шнурки и застегивать пуговицы). Пальчиковые игры: кулачки, лапки и т.п. Выкладывать фигуры из палочек, открывать и закрывать, раскручивать и закручивать крышки коробок, банок, бутылок, отстегивать и пристегивать прищепки, нанизывать бусины.

6. Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).

7. Игры на формирование знаний частей тела.

8. Сенсорные игры.

Показатели успешного развития: начинает осознавать ощущения, которые поступают от его мышц, сухожилий и т.д. и многочисленные повторения которых образуют его телесные ощущения. Отличает себя от других объектов. Обнаруживает избирательность, быстротечность эмоций, сопровождающуюся различными манипуляциями.



2. Познавательное развитие - реализует воспитатель.

Задачи:

- формировать дошкольные знания и представления;

- формировать трудовые умения и навыки;

- развивать художественно – творческие способности.

Виды игр и действий для занятий с ребенком с РАС.

1. Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально).

2. Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его.

3. Формировать у ребенка представление о собственном теле.

4. Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

5. Перекладывание предметов из одной коробки в другую.

6. Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек.

7. Нанизывание шаров на шнур («бусы»).

8. Действия с предметами разного цвета, формы, величины.

9. Знакомство с цветами радуги.

10. Выбор по образцу и инструкции (например работа с домашними животными, картинки лежат на столе по 6 штук) «Дай кошку» и т.д.

11. Выбор предметов игрушек по картинке.

12. Группировка различных парных предметов по величине.

13. Собирание вкладных кубов.

14. Складывание матрешки, осмысленное соотнесение ее частей.

15. Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 5 колец).

16. Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу.

17. Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали.

18. Постройки из детских наборов строительного материала.

19. Выкладывание прямого ряда из мозаики одного, затем разного цвета.

20. Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий - красный - синий и т.д. на усложнение.

21. Обучать навыкам рисования по показу взрослого: проводить линии пальцем (пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером.

22. Учить узнавать круг. Рисование фигуры – круг на листе бумаги при помощи трафарета. Штриховка круга в заданном направлении.

23. Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие (ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка).

24. Складывание разрезных картинок из 3-х- 4х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали.



Планируемые результаты: ребенок способен заинтересоваться определенными видами деятельности, наблюдает за процессом лепки и рисования; способен совершать простые действия с материалами (например, берет в руки тесто и манипулирует с ним) и повторять определенные движения (возможно, с помощью взрослого): оставляет следы от краски на бумаге, рисует линии фломастером, краской, размазывает пластилин, участвует в совместном рисовании с взрослым; группирует предметы по цвету и по форме; складывает разрезные картинки из 4 -х частей;

собирает пазлы с помощью взрослого и ребенка; выкладывает чередующийся ряд.



3.Речевое развитие – осуществляет учитель – логопед.

Задачи:

- формировать способность к подражанию движений и звуков;

- формировать способность к зрительного контакта во время общения;

- развивать слуховое внимание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематический слух;

- развивать дыхание (отработка воздушной струи);

- развивать мелкую моторику;

- развивать немые проявления ребенка как попытки вступать в контакт с окружающими людьми (использование простых жестов и т.п.);

- расширять словарный запас;

- работать над постановкой звуков.

Виды игр и действий для занятий с ребенком с РАС.

1. Поглаживание и легкое пощипывание щек для активизации мимической мускулатуры, выполнение простой артикуляционной гимнастики с помощью взрослого: улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

2. Обучение играм, направленным на тренировку правильного выдувания воздуха (отработка силы воздушной струи).

3. Обучение подражанию разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, обучение имитации забавных звуков (буль-буль, хлоп-хлоп).

4. Обучение произнесению гласных звуков (a-a).

5. Обучение произнесению первых простых слов в смысловой связи (ма-ма; па-па; баба).

6. Повторение действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр.

7. Обучение пониманию речевых инструкций (заданий, требований) и выполнение их с помощью двух взрослых (один по-называет действие, другой помогает ребенку его выполнить).

8. Обучение действиям без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами (сжать-разжать губку или резиновый мяч), укрепляющими мышцы рук.

9. Обучение тонкомоторным действиям с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук.

10. Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.).

Планируемые результаты логопедической работы:

- правильная артикуляция звуков в различных позициях;

- смотрит в лицо;

- исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, переводит предмет из одной руки в другую;

- реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной;

- выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку);

- налажен контакт глаза в глаза;

- выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;

- соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением;

- знает основные цвета.


4. Художественно - эстетическое развитие – реализует музыкальный

руководитель.

Задачи:

- формировать умение правильно извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов;

- формировать навык действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку;

- развивать терпимость к звучанию музыки и пению других людей;

- развивать способность визуального контакта через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов;

- развивать чувства ритма.

Планируемые результаты: умеет извлекать звуки различными способами, способен приобщаться к ритмически организованным действиям, подражать простым движениям под музыку.


5.Физическое развитие – реализует инструктор по физической культуре.

Задачи:

- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

- развивать общую моторику;

- развивать физические качества (ловкость, сила, выносливость, быстрота, равновесие);

- развивать координацию движений.

Виды игр и действий для занятий с ребенком с РАС.

1. Использовать: детские песенки, сказки, стихи содержанием которых

предусмотрено изменение голоса взрослого, его мимики («Мишка-косолапый», «Серенькая кошечка», «Дудочка» и др.).

2. Развивать путем многократных и длительных повторений слуховое

предсказания - учить прислушиваться к невидимым игрушкам, предметам. Учить различать и ориентироваться на интонацию: кроткую и суровую, вопросительную и побудительную, а также интонацию запрета и поощрения. Корректировать повышенную реакцию ребенка на слуховые раздражители. При этом нужно учитывать, что ребенок может быть очень чувствительным к слабым раздражителям.

3. Знакомство с музыкальными инструментами.

4. Учить правильно, извлекать звуки с использованием музыкальных

инструментов.

5. Учить действовать по образцу, подражать простым движениям, выполнять инструкцию.

6. Работа над дыханием.

7. Развивать танцевальные движения и игровые действия с предметами

8. Обучать использовать предметы, издающих звуки (звучащая игрушка,

барабан и др.) и формировать соответствующих движений руки,

вызывающих эти звуки.

9. Обучать различению звуков, производимых предметами.

10. Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток, погремушка).

Упражнения в равновесии:

• Ходьба по гимнастической скамейке прямо, боком приставным шагом;

• Ходьба по узкой рейке прямо;

• Ходьба по веревке прямо и боком;

• Хождение по ребристой дорожке, массажным коврикам.

Ползание, лазание:

• Ползание на четвереньках по полу.

Планируемые результаты: умеет владеть мячом; ходить по гимнастической скамейке без помощи взрослого; лазать по шведской стенке; прыгать на батуте; ползать на четвереньках по гимнастической скамейке; прыгать на двух ногах.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!