СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Развитие пространственных представлений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Развитие пространственных представлений"»

Консультация с элементами практикума

для воспитателей ДОО

«Развитие пространственных представлений у дошкольников»


Формирование пространственных представлений, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие пространственных отношений важно и для обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда. 

 Задавали ли вы себе когда-нибудь такие вопросы:

-          Как сделать так, чтобы ребенок наконец-то запомнил, где у него правая, а где левая рука?

-          Почему ребенок пишет буквы и цифры зеркально?

Одной из причин возникновения подобных трудностей может являться недостаточная сформированность у ребенка пространственных представлений.

Что же такое пространственные представления и зачем они нужны? Пространственные представления -это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Чтобы ребенок успешно учился в школе , он должен свободно ориентироваться в пространств и владеть основными пространственными понятиями. Пространственные представления необходимы для обучения ребенка счету, письму, рисованию, чтению и другим предметам, которые основаны на установлении соотношений между предметами и явлениями, их последовательности, а значит, их пространственных взаимосвязей.

При изучении математики пространственные представления нам нужны для:

-          понимания отношений сравнения (больше-меньше, ближе-дальше, раньше-позже);

-          правильного написания цифр;

-          представления о геометрических фигурах и их положении в пространстве.

-          понимания условий задачи.

В успешности изучения чтения и письма уровень сформированности пространственных представлений также занимает очень важное место:

-         усвоение образа буквы;

-          при фонетическом разборе слова, нужно слышать последовательность звуков.

Не стоит забывать и о бытовых ситуациях, в которых также нужны пространственные представления:

-          обуваясь, отличить правый и левый ботик;

-          перемещаясь в пространстве помещения, не задевать мебель, углы и деревянные косяки.

Способность к пространственно-временной обработке информации связана с правильностью восприятия изображения, умением составить рассказ по картине или серии картин, овладением письмом, чтением, математическими операциями и со всей познавательной деятельностью в целом. Итак пространственное восприятие является одной из базовой функции человека.

Изучив опыт многих педагогов – исследователей мы должны методически правильно, последовательно, поэтапно, с постепенным усложнением обучать детей задачам раздела ориентировка в пространстве.

I этап: Ориентировка “на себе”.

Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Дети овладевают ориентировкой “на себе” в младшем возрасте. Она включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.).

Умение ориентироваться “на себе” — предпосылка, необходимая для перехода к следующей ступени — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах.

Игра «Путаница»

Цель: развитие ориентировки на себе, закрепление и уточнение названий частей тела, развитие внимания.

Ход игры: Педагог под музыку показывает на части тела и называет их. Дети повторяют движения за взрослым. Затем взрослый специально показывает не на те части тела, которые называет. Задача детей состоит в том, чтобы показать указанные части тела правильно.


II этап: Ориентировка “от себя”.

В младшем дошкольном возрасте детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Ребенок их осваивает на основе знания сторон собственного тела.

Игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

Игра «Что справа».

 Дети сидят вдоль края ковра. По всем сторонам ковра расположено по 5-6 игрушек. Вариант 1. Ведущий просит детей вспомнить, где у них правая рука. Затем одному из детей предлагается встать в центр на ковре и назвать – какие игрушки расположены справа от него. При этом каждый следующий ребёнок повёрнут в другом направлении по сравнению с предыдущим.

Вариант 2. Ведущий или кто-нибудь из детей называет игрушки, расположенные в одном ряду и просят ребёнка, находящегося в центре ковра назвать – с какой они стороны.

Вариант 3. Ведущий просит одного из детей встать так, чтобы игрушки, сидящие по одной из сторон ковра (называет их), были справа от него.

Игра «На плоту».

 Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Каждый стоит на воображаемом плоту. Ведущий задаёт индивидуально вопросы детям, при этом постоянно просит их изменить направление. Например, Петя, кто стоит у тебя слева; Маша, кто стоит сзади тебя; Серёжа, кто стоит перед тобой; все повернулись налево; Таня, кто стоит слева от тебя, и т.д.

Игра «Колокольчик».

 Все дети сидят на ковре, один из них – водящий, он закрывает глаза. Ведущий отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.

Игра «Скажи наоборот».

Эту игру можно проводить как со всеми детьми, так и с 1-2. Ведущий называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка и т.п.), называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево – право, верх – низ, и т.д.

  III этап. Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Ориентировки «на себе», «от себя», применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.

Направление «вверх – вниз» («вверху – внизу») позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как «над» и «под». Направления «направо – налево»(«справа – слева») помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю.

Направление «вперед – назад» («впереди – сзади») способствует уяснению таких пространственных отношений, как «перед», «напротив», «за», «позади», «посередине» и «между» при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

Таким образом, несмотря на большое многообразие существующих в нашей речи характеристик пространственного окружения, все они основаны на освоении ориентировки “на себе” и “на внешних объектах”.

Игры на формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Игра «Перестановки»

На столе расположены игрушки. Педагог предлагает детям поменять игрушки местами, выполняя инструкцию. Например: «Возьми куклу, поставь ее перед машинкой, машинку поставь на книгу и т.д.»

Игра «Теремок»

Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрацию, вспомнить и назвать героев сказки «Теремок». Далее педагог организует беседу, уточняя пространственное расположение героев в теремке: «Кто в домике выше, чем мышка и лягушка?», «Кто в домике находится ниже, чем медведь?», «Чье окошко под окошком лисички?», «Кто находится между лисичкой и волком?», «Кто живет выше всех?» и т.д.

Игра «Магазин»

Педагог предлагает ребенку рассмотреть витрину с игрушками и рассказать, какие игрушки выставлены на витрине: Что стоит на самой верхней полке, на самой нижней полке? Что находится рядом с флажком? Над кубиком? Под неваляшкой? И т.д. Затем ребенку педагог предлагает выбрать игрушку, которую он хочет купить и рассказать подробно о ее местоположении.

  

IV этап. Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.


Игры на формирование умений ориентироваться в движении.

Игра «Найди предмет»

Педагог загадывает какой – либо предмет, находящийся в группе и говорит детям: «Я загадаю предмет и скажу, где он находится, а вы найдите и назовите этот предмет». Затем педагог описывает пространственное расположение предмета, а дети называют его.

Игра «Синхронное плавание».

 Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Ведущий даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, иногда изменяя их направление относительно друг друга. Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и т.д.

  V этап. Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

Игры на формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двумерном пространстве).

Игра «Назови соседей».

Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.

Вариант 1: ведущий просит найти изображение какого-то предмета и определить:
- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Вариант 2: ведущий просит назвать или показать предмет(ы), который(е) находятся:
- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т.п.

Игра «Лабиринт».

 Ведущий раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован  лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: ведущий этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

Игра «Геометрический диктант».

Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Ведущий даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

вариант 1: у ведущего заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Игра «Я еду на машине».

 Перед каждым ребёнком лист бумаги (А3) и маленькая машинка. Вариант 1. Дети, слушая инструкции ведущего, передвигают машинку в нужном направлении. Например, в правом нижнем углу листа – гараж, оттуда мы поедем по нижней стороне листа в школу. Она находится в левом нижнем углу, а после школы мы поедем в зоопарк, который находится в правом верхнем углу, и т.д.

Вариант 2. Ведущий начинает игру, дети по очереди придумывают и проговаривают следующий ориентир.

  

Важно отметить, что перечисленные уровни не просто надстраиваются друг над другом, но и тесно взаимодействуют между собой.

Делая вывод, хочется сказать, что порой нам взрослым кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- раныне», «раньше-позже» даны всем от рождения. Но это не так, и к освоению пространственных отношений нужно подходить со всей ответственностью с раннего возраста. Иначе в школе это отразится на успеваемости сразу по всем предметам.












Памятка для педагогов «Формирование пространственно-временных представлений»

Для повышения уровня ориентировки в пространстве рекомендуются следующие виды заданий:

  • Соединение точек по цифрам для изображения фигуры

  • Дорисовывание половинки картинки

  • Копирование узоров и орнаментов

  • Воспроизведение фигуры с изменением размеров или добавлением деталей

  • Прохождение нарисованных на бумаге лабиринтов

  • Создание аппликации знакомых предметов с помощью геометрических фигур

  • Описание местоположения персонажей на картинках с использованием соответствующих предлогов

  • Создание объемных поделок из различных материалов

  • Запоминание положения предметов и последующее описание их расстановки

  • Сокрытие «кладов» для поиска по схемам и подсказкам

  • Нахождение нарисованных предметов на предложенной картинке

  • Определение положения фигуры в пространстве (вид сверху, сбоку)

  • Написание графического диктанта (клетка)


Развивая временные представления можно использовать в своей работе следующее игры:

1. «Времена года»

-   Можно ли весной собрать урожай яблок?

-   Правда ли что апрель бывает в середине лета?

-   Правда ли, что перед июнем бывает июль?

-   В августе расцветают первые цветы?

-  Лето бывает перед весной?

-   Всегда ли после осени наступает весна?

-   Можно ли осенью собрать букет из желтых листьев?

-   Можно ли летом слепить снеговика?

-  Летом идет снег?

-  Зимой встретить медведя?

-«Когда это бывает?» (игра с иллюстрациями времен года и их признаков)


2.«Дни недели»

-Прочитать детям отрывок из стихотворения (П. Башмаковой)

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

Затем предложить детям рассмотреть картинки. Еще раз медленно прочитать стихотворение и попросить детей расставить картинки по порядку, соответствующему дням недели.


-Опираясь на числовой ряд от 1 до 7, назвать дни недели по порядку. Закрыть глаза поменять местами цифры (Какие дни недели поменялись местами?)

Назови дни недели по порядку начиная с пятницы (любого другого дня недели)

3.«Части суток»

Утро, день, вечер, ночь- улетели сутки прочь не прошло минутки, снова идут сутки.

Снова утро, снова день,

Ночь за вечером как тень.

Так и ходят вечным кругом,

Как и сутки друг за другом.

Дается схематичное изображение частей суток (зрительная опора).

-«Какие части суток поменялись местами? Какая часть суток пропала?».

- «Угадай-ка?»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!