СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов Роль художественного слова в речевом развитии дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов Роль художественного слова в речевом развитии дошкольников»

К онсультация для педагогов

 Роль художественного слова в речевом развитии дошкольников


Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким.

Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу жизнь. Дети мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен. Взрослые не осознают значимости общения с ребёнком: домашнего чтения, бесед. Ребёнок редко слышит рассказы и сказки из уст родителей.

Целенаправленное формирование речи детей имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования. Каждый ребенок дошкольного возраста должен научиться содержательно и грамматически правильно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, непосредственной и выразительной.

Основным и наиболее эффективным средством формирования речевой культуры дошкольников является художественное слово - речевой материал, который развивает чувство ритма, рифмы, готовит к восприятию поэтической речи, формирует интонационную выразительность, а также помогает усвоить грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

К художественному слову относятся: произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе малые литературные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, песенки, потешки и др.). Они являются важнейшим источником развития выразительности речи, раскрывают перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка, способствуют формированию культуры речи еще с раннего и младшего дошкольного возраста - наиболее сензитивного периода по усвоению речи.

Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном восприятии художественного слова, а также его влиянии и воздействии на формирование культуры речи и в целом основ речевой культуры детей.

В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность и ритмичность русской речи; в народных сказках и других фольклорных формах раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живыми и образными выражениями, эпитетами, сравнениями.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит: его надо развивать и воспитывать с раннего детства, чтобы сформировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь.

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети легко и быстро запоминают такие образы, как петушок-золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза и т.п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в самостоятельной игровой и других видах деятельности.

Пословицы и поговорки, созданные народом, являются богатством русского языка. Знакомство с ними развивает мышление ребенка, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению языки и более глубокому изучению литературы, обогащает народной мудростью. Использование в своей речи пословиц и поговорок, позволяет детям учиться ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, вследствие чего у них развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, что обогащает внутренний мир ребенка и имеет практическую ценность.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить сложную логическую операцию.

В работе с детьми дошкольного возраста загадки могут использоваться на занятиях, в трудовой и игровой деятельности, в быту. Они побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию. Занимательная форма загадки делает обучение интересным и увлекательным, позволяет легко и непринужденно тренировать ребенка в использовании лексических и грамматических языковых средств.

Народные песенки, потешки, также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. Так, при формировании грамматического строя речи, обучая детей образованию однокоренных слов, возможно использовать. Например, потешку про "заиньку", где однокоренными словами будут : зайка – заинька, серенький – серый.

С помощью потешек и песенок развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность.

Потешки четки и лаконичны по форме, ритмичныи глубоки. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Так с помощью фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, по средствам художественной слова необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы («Портреты писателей и поэтов», «Антонимы», «Времена года», «Скороговорки», «Загадки» и др.). А также приобретение разнообразных по жанру литературных произведений, дисков и кассет для слушания, кукол для театрализованной деятельности и разных видов театра, создание литературного центра.

Таким образом, систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!