СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов. «Театрализованная деятельность, как средство нравственно – этического воспитания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов "Театрализованная деятельность, как средство нравственно-этического воспитания"

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов. «Театрализованная деятельность, как средство нравственно – этического воспитания»»

Консультация для педагогов.

«Театрализованная деятельность, как средство нравственно – этического воспитания»

Воспитатель: Крайчак С.В.

МДОАУ № 103, 2018 г.

«Нравственность служит для того,

чтобы человеческому обществу

подняться выше».

В.И. Ленин.

В основе нравственных чувств, как считают ученые, лежат эмпатические переживания человека, эмпатия! Эмпатия – способность эмоционально откликаться на эмоциональное состояние (горе, радость другого человека, или одушевляемого нами предмета). В конечном счете – это способность быть добрым, чутким к чужим бедам и радостям. Как же развить в ребенке эмпатические переживания, как сделать его добрее, отзывчивее? Один из возможных путей эмоционально - нравственного развития ребенка лежит через художественную литературу и особенно сказки, то есть литература – богатейший источник и побудитель чувств и переживаний, и особенно высоких чувств, специфически человеческих (нравственных, интеллектуальных, эстетических). «Сказка побуждает в детях умение сострадать, желание понять другого человека, чувство справедливости, стремление сделать добро и бороться со злом» – считает Э.Г. Чурилова.

Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими важнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т.п. Форма изображения этих явлений сказочная, доступная для понимания ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми».

Слушая сказки и другие художественные произведения, дети, глубоко сочувствую персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. Но эти эмоции быстро гаснут, если нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор заряжают душу нравственной энергией. Но далеко не всегда! (ведь хорошие, добрые книжки читают всем детям, но какими они вырастают разными при этом по своим чувствам, отношению к окружающему), а зачас­тую это происходит стихийно. Как научиться управлять таким эмпатийным про­цессом?

Как помочь чувствам детей, испытанным во время чтения художественной литературы проявиться в окружающей реальности? Надо создать условия! Поле активной деятельности! И это поле сцена, где ребенок драматизирует своих героев, управляет своими чувствами, бурными и импульсивными. «Именно театр развивает сферу чувств, будит соучастие, сострадание, развивает способность поставить себя на место другого, радоваться, тревожиться вместе с ним».

«Драматизация основана на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно, непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями ребенка…», говорит Л.В. Выготский, в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте».

Именно драматизация помогает ребенку перевоплотиться в персонажей сказки, прожить его жизнь на сцене, еще больше понять и разобраться в поступках и чувствах персонажей, их действиях. Играя положительные роли, перевоплощаясь в положительных героев, ребенок сам учиться быть добрым, честным, светлым, справедливым. Проживая отрицательные роли на сцене, дошкольник сможет

понять фабулу плохого поступка. Осудить негативные личности героев: измена, эгоизм, ложь, коварство, жадность. Может сделать моральный выбор, понять, где добро, где зло; узнать, кто твой близкий друг, что такое дружба. Дошкольник сможет переосмыслить отношение к различным сторонам действительности и стремиться к «нравственным идеалам».

«Сформировать способность чувствовать, думать, творить, удивляться, восхищаться, возмущаться, сопереживать, дошкольнику помогает участие в театральной деятельности», – считает Выготский Л.С., в своей книге «Воображение и творчество в дошкольном возрасте».

Ключевые слова: театрализованная игра, воспитание, нравственность, доброта, внутренний мир, социализация, драматизация, эмпатия.

Театрализованная игра — важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Овладение этими средствами выразительности говорит о подготовленности детей к театрализованной игре, об уровне общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него.

Театрализованная игра — это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

В качестве театрально – игровой деятельности детям можно предложить кукольный театр, игры – драматизации, настольный пальчиковый театр и другие представления.

Основное направление театрализованных игр в дошкольном возрасте, заключается в постепенном переходе ребенка от индивидуальной игры к групповой, где исполняют роли 3 и более человек; от театрализованных постановок под наблюдением взрослых к самостоятельной игровой деятельности; от имитации действий литературных персонажей к осознанию собственных эмоций.

Театральные игры для детей обладают рядом полезных качеств:

  • они способны увлечь ребенка добром, раздвинуть для него рамки постижения мира, привить ему умение слышать окружающих, желание делиться своими мыслями, развиваться и творить;

  • игровые тренинги, как правило, способны развить у детей психические процессы — воображение, речь, внимание, память, интеллект. Являющиеся, основополагающими компонентами актерской деятельности;

  • театральные беседы и игры способны реализовать у детей потребности и индивидуальные возможности в развитии и самовыражении, а также раскрыть их творческий потенциал;

  • они способны развивать у детей познавательные интересы;

  • данные игры обладают огромным потенциалом по раскрепощению, творческому преобразованию и раскрытию личности;

Одной из важных задач театральной деятельности является позитивное отношение к себе, как к личности, к своим сверстникам и другим людям. Дети учатся смотреть на себя со стороны, согласовывать свои действия с партнерами, строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом индивидуальных особенностей. Выступление перед зрителями формируют уверенность в себе. Педагогу необходимо научить детей понимать состояние другого человека, уметь выражать свои эмоции, воспитывать дружелюбие, умение действовать сообща.

Вторая задача формировать речевую культуру речи. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Театральная деятельность совершенствует артикуляционный аппарат, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя интонации и выразительные средства, соответствующие поступкам героев, их характеру, ребенок старается говорить четко, чтобы его все поняли, таким образом, улучшается звуковая культура речи. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Третьей, не менее значимой задачей является – заложить основы театральной культуры. На театральных занятиях детей знакомят с терминологией и элементарными понятиями, театрального искусства, воспитывают культуру поведения в театре, расширяют знания детей о театре.

В процессе развития нравственных качеств детей дошкольного возраста важным аспектом является совместная работа педагога и семьи. В совместной театрально-игровой деятельности все равны: ребенок. Педагог, мамы, папы, бабушки и дедушки. Играя вместе с взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь – это умение слышать друг друга, в доброжелательной атмосфере, с обратной связью, на одном уровне «глаза в глаза». В процессе театрализованной игры активизируется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, память, формируется отношение к окружающему миру.

С помощью театральной деятельности можно сделать жизнь детей интереснее и содержательней, наполнив ее ярким впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях, дети смогут использовать в повседневной жизни.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!