– это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша, «спрятать его под хрустальный колпак и не отпускать от себя ни на шаг», но это невозможно. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо объяснить ему правило, прививать культуру безопасного поведения в таком интересном, но опасном, полном неожиданностей, мире.
бсолютно невозможно ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
езопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
сем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно переиначить сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.
оворить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут.
идактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
жедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.
елательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.
акрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
спользуйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.
аламбуры, песни, стихи помогут расширить представления детей о безопасности.
учший урок безопасного поведения — это пример окружающих ребенка взрослых.
оделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения — необходимый метод освоения детьми правил безопасности.
а прогулках с детьми учите их правильно падать во избежание тяжелых травм.
бучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.
оддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.
егулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным.
отрудничество родителей и детского сада, должно проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, круглые столы, консультации специалистов и индивидуально.
ренинги (игровые) с телефоном в дошкольном учреждении и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.
чите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе необходим не только для чистоты, но и для безопасности.
изическая подготовка — один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников — развивать у них силу, ловкость, выносливость.
ранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах — особое содержание работы педагогов с родителями.
елесообразно обогащение предметно-игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т.п.) для закрепления правил безопасности дошкольниками.
«
то если...?» — вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок скорее всего поступит в той или иной ситуации, во-вторых обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.
ироко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности и последствий шалостей.
едрую помощь специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, полицейский, медсестра и т.д.) используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.
ффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с кем-либо (животным, человеком), с каким-либо предметом (веществом и т.п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов.
«
ные медработники» — это направление в обучении элементарным приемам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, приложить холод, сказать взрослым и т.п.). Желательно такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.
сно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приемы, указанные выше.