СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и как его развить?"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольника

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и как его развить?"»



Консультация для законных представителей воспитанников

«Что такое фонематический слух и как его развивать»

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что «слухов» у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в речевом слухе содержится еще один – фонематический. Он необходим для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать «кодом» языка. Конечно, дети усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно, - например, различать звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого. Сравните слова-паронимы: «коза» и «коса», «башня» и «басня», «жить» и «шить», «балка» и «палка», «грот» и «крот» и т.д. Один незначительный нюанс – различие по глухости-звонкости, мягкости-твёрдости одного звука в слове, а смысл разительно меняется!

Умение сосредоточиться на звуке ­– очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать, дифференцировать на слух фонемы.

Маленький ребёнок не может управлять своим слухом, не может сравнивать свои звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Цель предложенных упражнений: научить ребёнка слушать и слышать. Вскоре можно заметить, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.


Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

  • Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол».

  • Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

  • Подбери слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний –[ а].

  • Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком.


Например: Что заканчивается на «А»; что начитается на «С», в середине слова звук «Т» и т.д.

Шутки - минутки.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Хвост с узорами, сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад. Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ коньками звучно режет мёд.

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук с длинными усами.

Божья коробка, полети на небо, принеси мне хлеба.

Кот плывет по океану. Кит из блюдца ест сметану.

Поймай звук

Взрослый произносит гласные звуки, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук.

Архитектор

Сложите заданную букву из палочек или спичек. Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

Звуковые песенки

Предложите ребенку составить звуковые песенки типа «а-у» (дети кричат в лесу), «у-а» (плачет ребенок), «и-а» (кричит ослик), «о-о» (мы удивляемся). Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая ее, затем - второй. Потом ребенок с помощью взрослого выкладывает эту песенку из звуковых символов и прочитывает составленную схему.

Игра «Правильно-неправильно»

Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон – вагом» и т.д. Вначале давайте слова, легкие по звуковому составу, затем - более сложные.

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

На ветке не птичка -

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Зовут его... (белка).


Ты не бойся - это гусь,

Я сама его... (боюсь).

Грязнулю всегда

Выручает... (вода).


В дом войти боится вол:

- Подо мной прогнется... (пол).

Свистнул чижик:

- Фью, фью, фью!

Я с утра росинки... (пью!)

Чистоговорки.

Взрослый начинает, а ребенок договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за - уходи домой, ко... (за).

Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).

Де-де-те - сядем в темно... (те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Игра «Сколько звуков?»

Определить количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

Игра «Буквы, по порядку становитесь»

Перед ребенком лежат карточки с буквами. Взрослый произносит сочетания из гласных звуков сначала по два: ау, иа, затем - по три звука: ауи, иау. Ребенок раскладывает на столе буквы в данном порядке.

Затем приступаем к анализу согласных звуков. Начинаем мы с того, что учим выделять последний согласный звук в слове, оканчивающемся обязательно на т или к. В качестве тренировки предлагаем упражнение с картинками или предметами "Последний звук": малыш должен ясно произнести название предмета или того, что изображено на картинке, делая акцент на последнем звуке.

Можно разложить картинки в два столбика, в первый - картинки, названия которых оканчиваются на звук т, а в другой - на звук к.

Упражнение «Отыщи слово, отыщи звук»

Ребенок должен вставить в стихотворение нужное слово и определить, какой звук пропущен. Если с этим заданием он справился легко, можно спросить, где пропущен звук: в начале, середине или конце слова.

Землю роет старый к...от (крот),

Под землею он живет.

Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла...пу (лампу).

На арену вышли ...игры (тигры),

Мы от страха все притихли.


Развитие фонематического слуха у ребенка - своеобразный фундамент для хорошей дикции и успешного усвоения чтения и письма. Стройте этот фундамент вместе со своим малышом, учитесь слушать и слышать - тогда и говорить станет легко и приятно, и школьных проблем удастся избежать!

Желаю вам успехов в развитии вашего ребенка!


3