Дошкольный возраст – период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит из хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчива, легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.
Отчего может нарушиться осанка?
Причины нарушения осанки:
1. Мебель, не соответствует возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе.
2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и туже руку.
3. Привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу.
4. Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги.
5. Неправильная поза во время сна (когда ребенок спит, поджав ноги к животу,
Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения.
Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов.
Многие родители, к сожалению, начинают приобщать ребёнка к физкультуре лишь тогда, когда врач обнаруживает у него значительное нарушение осанки, ухудшающую деятельность сердца, лёгких, других органов и систем организма.
А ведь этого можно избежать, если следить за тем, чтобы ребёнок обязательно делал утреннюю гимнастику, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, когда кушает, рисует и т.д. Одним словом, достаточная двигательная активность – надёжная гарантия красивой и правильной осанки. Эталоном правильной осанки принято считать такое положение тела, при котором голова чуть приподнята, плечи развернуты, лопатки не выступают, а линия живота не выходит за линию грудной клетки.
Красивую, правильную осанку помогают выработать общеразвивающие упражнения, укрепляющие мышцы ног, рук, спины, живота, шеи. Полезны упражнения с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками.
Есть и специальные упражнения, способствующие выработке навыка правильной осанки. Они достаточно просты, и ребёнок может выполнять их дома под контролем взрослых.
Упражнения у стены
Попросите ребёнка встать спиной к стене (без плинтуса) и прижаться к ней затылком, спиной, ягодицами и пятками. За поясничный прогиб должна плотно проходить его ладонь.
Пусть ребенок не меняет этого положения:
сделает несколько шагов вперёд, в сторону, опять вернётся к стене и примет исходное положение;
присядет с прямой спиной, не отрывая затылка и спины от стены, затем повторить приседание, сделав шаг вперёд, и вернётся в исходное положение;
стоя у стены, поднимает руки вперёд, вверх, в стороны;
поочерёдно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает к туловищу.
После нескольких занятий дети обычно хорошо выполняют эти упражнения, но не всегда могут сохранить правильную осанку в движении. Особенно трудно им запомнить правильное положение головы. А это очень важно. При опущенной голове расслабляются мышцы плечевого пояса, в результате плечи выдвигаются вперёд, грудь западает, позвоночник сгибается.
Приучить ребёнка правильно держать голову. помогут упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи.
Упражнения на равновесие
Они помогают выработать умение удерживать позвоночный столб в прямом положении при любых движениях.
Стать поперёк гимнастической палки, ноги вместе, руки в стороны. Перенести тяжесть тела вперёд на носки, затем назад на пятки.
Походить по палке с мешочком на голове.
Упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса
Они особенно рекомендуются тем детям, у которых есть признаки сутулости.
Стать прямо, ноги врозь.
Положить ладони на лопатки (локти вверху), развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга.
Сцепить кисти за спиной – правая рука сверху над лопатками, левая снизу под лопатками, поменять положения рук. Можно выполнять это упражнение, перекладывая из рук в руки мелкие предметы.
Держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток:
наклониться вправо и влево;
повернуться в одну, затем в другую сторону;
перенести палку над головой вперёд, затем назад;
руки в локтях не сгибать.
Не следует стремиться выполнять все упражнения сразу. Достаточно включать в комплекс утренней гимнастики или физкультминутки по одному упражнению из каждой группы. Число повторений упражнений не должно превышать 6 - 8 раз. Постепенно нагрузка увеличивается за счёт повторения каждого упражнения до 10 - 15 раз.
ПОМНИТЕ!
Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически!
Предупредить всегда легче, чем лечить!
Профилактика сколиоза
Очень важно изменение образа жизни, движений, труда и отдыха.
Спать ребёнку следует на ровной жёсткой плоскости, исключив пружинные сетки, толстые матрацы, мягкие диванчики.
Родителям необходимо:
контролировать, как ребенок сидит и ходит;
правильно чередовать учёбу и отдых детей;
организовывать активный отдых;
создать удобное рабочее место для занятий дома;
проводить прогулки на свежем воздухе, занятия плаванием, ходьба на лыжах, игры с мячом.
Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста
Плоскостопие-это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь и, как следствие, является нарушением опорно-двигательного аппарата.
Стопа-фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребёнка. При плоскостопии снижается или исчезает рессорная, амортизирующая роль стопы, в результате чего внутренние органы становятся мало защищёнными от сотрясений.
Дети нередко страдают плоскостопием по вине родителей. Одной из причин является неправильно подобранная обувь. Так, например, тесная обувь может привести к изменению формы стопы, способствовать врастанию ногтей, образованию мозолей. Сдавливая кровеносные сосуды и нарушая кровообращение, тесная обувь в холодное время года способствует охлаждению ног. Слишком свободная обувь также нежелательна, так как она затрудняет движение, вызывает потёртости ног. В обуви «на вырост» ребёнок чаще падает, у него нарушается осанка. Обувь должна подходить по размеру, стопа и пальцы не должны быть сдавлены. При покупке обуви следует обратить внимание на достаточно гибкую подошву, небольшой(2-4см.) и широкий каблук, широкий носок, а также на наличие супинатора. Супинатор поддерживает своды стопы и способствует равномерному распределению нагрузки при ходьбе.
Категорически запрещается ношение тёплой обуви в помещении, ношение обуви со стоптанными задниками, обуви без каблука.
Каждый родитель должен знать:
Неправильно подобранная обувь приводит:
- к косолапости.
- плоскостопию.
Повышенной потливости ног и как следствие к частым простудным заболеваниям.
Предупредить плоскостопие легче, чем лечить.
Полезны занятия плаванием, ходьба, езда на велосипеде. Очень полезно побегать ребёнку босиком или в носках дома. Летом рекомендуется чаще ходить и бегать по неровной поверхности босиком (песок, гравий, скошенная трава) – это хорошая гимнастика для стоп. Хорошее воздействие оказывают прохладные ванны, массажные коврики. Также полезны упражнения для стоп.
Упражнения для стоп в домашних условиях:
- При исходном положении – ноги врозь, носки повёрнуты внутрь – выполнять попеременные повороты корпуса вправо и влево с поворотом соответствующей стопы на наружный край.
- Несколько минут походить на носках.
- Столько же походить на пятках.
- Немного походить с поджатыми пальцами ног.
- Походить с поднятыми пальцами ног.
- Несколько раз в день по 10-15 минут ходить на наружном крае стопы.
- Попытаться несколько раз пальцами ног поднять с пола любой мелкий предмет.
- Лечь на пол и двигать стопами влево и вправо, вперед и назад, сгибать и разгибать пальцы.
Будьте здоровы!