Для родителей и педагогов
ОПЫТЫ С МАГНИТАМИ.
Магниты действуют на расстоянии.
Задачка на сообразительность.
«ВСЁ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ»
Материалы и оборудование: магнит, манка, железные скрепки.
Надо насыпать в миску манку и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать?
В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться свойством магнита - притягивать все железное.
«СИЛА МАГНИТА»
Материалы и оборудование: Магнит, железные скрепки, лист бумаги, ручка.
Ход эксперимента:
Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Отметьте это расстояние. Проведите этот же опыт с другими магнитами.
Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. Например, самым слабым оказался достаточно большой резиновый магнит, который притягивал скрепку лишь только тогда, когда его подносили вплотную к ней.
Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".
Задача на сообразительность.
ДОСТАНЬ СКРЕПКУ, НЕ ЗАМОЧИВ РУК.
Материалы и оборудование:
Миска с водой, магнит, железная скрепка.
В миску надо налить сантиметра на 2 воды. И бросить в нее скрепку. Как, не замочив рук (или каких-нибудь других предметов), вытащить скрепку из воды? Правильно, магнитом - используя только что изученное его свойство действовать на расстоянии.
« ВОЛШЕБНАЯ РУКАВИЧКА»
Цель: подвести детей к пониманию того, что магниты притягивают через препятствия (стекло, ткань, бумагу, дерево, вода)
Ход эксперимента:
Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают с рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет, почему.
П
редлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) – рукавичка перестает быть волшебной. Определяют. Почему? (В рукавичке есть « что-то», что не дает упасть металлическим предметам). Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют сами применить.
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВУХ МАГНИТОВ»
Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.
Ход эксперимента:
Взрослый ставит перед детьми задачу: определить. Как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу. Предположения проверяют, поднося один магнит к другому, подвешенному на нитке (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся; магниты могут оттолкнуться или притянуться, в зависимости от того, какими полюсами подносить их друг к другу).
6. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА МОЖНО ПЕРЕДАТЬ ОБЫЧНОМУ ЖЕЛЕЗУ.
Материалы и оборудование: магнит, железные скрепки.
Ход эксперимента:
Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. У нас их получилось 5 штук.
Е
сли магнит убрать, то все скрепки рассыпятся. Но попробуйте поднести любую из этих скрепок к другой - увидите, что скрепка сама стала магнитом! То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле и они приобретут свое собственное магнитное поле.
Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно.
ОПЫТЫ С ВОДОЙ
«ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ»
Цель: подвести детей к пониманию испарения воды
Ход эксперимента:
В
скипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.
«ВОДА ЖИДКАЯ И МОЖЕТ ТЕЧЬ»
Цель: подвести детей к пониманию того, что вода жидкая и может течь.
Ход эксперимента:
Д
айте детям два стакана: один - с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного стакана в другой. Льётся вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. Для того. Чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложите им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течет. То мы его можем перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он жидкий. Если же мы не можем перелить его из стакана в стакан, потому что он не течет, а выливается кусками, то мы говорим…(ответы детей), что кисель густой. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
«ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ»
Дайте детям разные предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, камешки). Предложите бросить их в воду. Посмотрите, какие из них утонули, а какие плавают.
«ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ»
Цель опыта: подвести детей к тому. Что вода не имеет формы.
Ход эксперимента:
Предложите детям рассмотреть кубик льда (напомните, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если положить его в миску, в стакан, положим на стол. На ладошку? Нет, в любом месте он останется кубиком, пока не растает.
А жидкая вода? Пусть ребята нальют воду в стакан, в кувшин. В тарелку, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.
Опыт можно добавить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
ДРУГИЕ ОПЫТЫ
« ДЕЛАЕМ ТВОРОГ»
Бабушки, которым более 50 лет, хорошо помнят, как сами делали творог своим детям. Вы можете показать этот процесс и ребенку. Подогрейте молоко, влив в него немного сока лимона. Покажите детям, как молоко сразу же свернулось большими хлопьями, а поверх него находится сыворотка. Слейте полученную массу сквозь несколько слоев марли и оставьте на 2-3 часа. У вас получился прекрасный творог. Полейте его сиропом и предложите ребенку на ужин. Уверены, даже те дети, которые не любят этот молочный продукт, не смогут отказаться от деликатеса, приготовленного с их собственным участием.
2. «ВОЛШЕБНЫЕ АПЕЛЬСИНЫ»
Хорошенько вымойте два апельсина. Один из них положите в миску с водой. Он будет плавать. И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очистите второй апельсин и положите его в воду. Ну, что? Глазам своим не верите? Апельсин утонул. Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает? Объясните ребенку: "В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет".