СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей на тему «Ребенок и книга. С. Я. Маршак»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака Задачи проекта:  Обогатить знания детей об окружающем мире через произведения Маршака.  Содействовать развитию способности чувствовать и понимать образный язык сказок.  Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.  Способствовать развитию речи детей, умственных и познавательных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей на тему «Ребенок и книга. С. Я. Маршак»»

Консультация для родителей на тему «Ребенок и книга. С. Я. Маршак»

Воспитатель. О творческой манере Маршака можно написать не одну монографию — так велик его вклад в детскую литературу. Его стихи расширяют кругозор ребенка, воспитыва­ют вкус к поэтической речи, помогают ощутить богатство род­ного языка, выразительного слова.

Дети с удовольствие слушают стихотворную речь: она лег­ко воспринимается на слух, рифмы помогают уловить взаимо­связь понятий, ритм стиха дает ребенку возможность ощутить эмоциональную окраску фразы, всего произведения.

В произведении «Усатый-полосатый» проза так ритмична, что органически переходит в стих, и наоборот — стихотворная речь переходит в прозу. Это произведение создает своего рода мост между стихом и прозой, подготавливая ребенка к тому, что не только в стихах, но и в художественной прозе, и в обычной речи есть ритм, выразительная интонация, фонетическая харак­теристика образа.

Поэт виртуозно владеет различными формами поэтической речи. «Усатый-полосатый» начинается певучим сказочным за­чином: «Жила-была девочка...» И сразу же плавный ритм за­чина перебивается простым, прозаическим вопросом, как бы исходя от ребенка: «А как ее звали?» И в ответ дразнилка: «Кто звал, тот и знал! А вы не знаете». Контраст между зачином и звонкой, задорной дразнилкой привлекает внимание ребенка. С первой же минуты он слушает завороженный, заинтересован­ный. Фразеология этого рассказа так проста, что многие слова и целые выражения дети подсказывают.

Удачно обращение автора к слушателям, активизирующее внимание юной аудитории: «Разве так спят? Вот какой глупый котенок!» Малыши становятся участниками действия, происхо­дящего в рассказе, чувствуют себя большими и умными: ведь они-то знают, что котята не спят в постелях, не едят редиски, не могут научиться говорить.

Обращаясь к детям, Маршак делает их собеседниками. Создаются внутренняя связь между писателем и ребенком, взаимное понимание. Вместе с ним дети слегка иронизиру­ют не над котенком, нет, — над девочкой, которая заставляет его совершать действия, не свойственные котятам: разговари­вать, умываться. И хотя писатель говорит: «Вот какой глупый котенок», дети отлично понимают, что это относится вовсе не к котенку. Именно поэтому удовлетворение у них вызыва­ет конец стихотворения: «А девочка тоже выросла, стала еще умнее...»

Прием общения к читателю, использованный в «Усатом-полосатом», не нов в детской литературе. Но до Маршака никто так удачно его не применял. Он оставался только риторическим приемом, читатель был пассивным. Маршак же сделал детей участниками своего рассказа, превратив его в игру. И дети от­зываются на это всем сердцем.

Вместе со своими читателями автор идет по ступенькам возраста. Поэт начинает с самых простых понятий и постепен­но расширяет их круг. В этом ему помогает использование всех жанров, всех типов стихотворных произведений для детей: счи­талки, загадки, песенки, рассказы, сказки.

С детьми среднего возраста он говорит более серьезно, стремится показать многообразие жизни, заставляет их видеть дальше, шире, глубже. Бесконечно разнообразны выразитель­ные средства, которыми пользуется Маршак.

Рассеянность «человека рассеянного», его отрешенность от повседневной жизни подчеркивается приемом преувеличения.

Характеристика героя лаконична и в то же время убедительна, ибо рассеянность героя доведена до крайнего предела, до неле­пости. Ребенок воочию видит, что только очень рассеянный че­ловек может на ходу надеть сковороду вместо шапки, натянуть себе на пятки перчатки вместо валенок. Юмор, присущий этому стихотворению, усиливается повтором:

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной!

Он опять поспал немножко

И опять взглянул в окошко...

Рифмы в стихотворениях Маршака большей частью точные. Это обусловлено тем, что дошкольник воспринимает стихи на слух. Поэт избегает пышных определений, сложных сравнений. Конечно, в его поэтической речи есть сравнения и метафоры, но они просты и близки ребенку.

Пламя ежится и злится,

Убегает, как лисица.

А струя издалека

Гонит зверя с чердака. Чтобы помочь ребенку глубже проникнуть в смысл повест­вования, разбудить его любознательность, автор пользуется за­гадкой, намеком, оставляя место детской сообразительности, активному использованию ребенком своих жизненных наблю­дений, знаний. Ненавязчивый намек производит более сильное впечатление, чем любое описание, даже образное.

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать...

Поэт дает возможность ребенку почувствовать слово, обо­гащает его словарь, вводит новые понятия, показывает ритмич­ность словосочетаний. Игра словом у Маршака всегда связана с образом, которому подчинено стихотворение.


Желтый,

Красный,

Голубой,

Не угнаться

За тобой!

В стихотворении «Багаж» неоднократно повторяются на­звания предметов, встречающихся детям в жизни:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картина,

Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

Запомнить их детям легко и весело: они повторяются как считалочки.

Удачно использование несообразностей, неожиданных ко­мических оборотов:


В рукава просунул руки —

Оказалось, это брюки.

Эти перевертыши близки детскому речевому творчеству. Кажется, что поэт их подслушал у каких-нибудь малышей.

В произведениях для детей многое навеяно фольклором: то это задорная дразнилка, то считалка, то песня, то сказка. Простота и емкость содержания, точная рифма, фонетическая ясность помогают быстро запомнить стихотворение.

Наверное, поэтому поэзия Маршака, услышанная в раннем детстве, запоминается на всю жизнь. Познакомьте детей с его творчеством.