МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 198 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»
400005,Россия,Волгоград,ул.им.маршала Чуйкова, 49а,
тел. (8442) 23-11-18 / факс. (8442) 23-99-79
Консультация для родителей
«Народная песня, как средство развития дошкольников»
Составила:
музыкальный руководитель
первой квалификационной
категории
Симакова Татьяна Валериевна
Народная музыка входит в быт ребенка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песенка матери. Она ее напевает, убаюкивая ребенка. Народные песни складывались голосом, без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми.
Русские народные песни певучие, ритм их несложен очень простой. Воспитательное значение народной песни очень велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу, быту. Чем больше и глубже ребенок будет чувствовать свое родное искусство, тем легче он воспримет искусство братских народов. Через народное искусство мы подготавливаем детей к восприятию классического музыкального и литературного творчества.
Исполняя детям народные песни, нужно петь естественным звуком, обращая внимание на художественную передачу содержания.
Музыкальное воспитание детей раннего возраста имеет особое значение, так как именно в ходе его у самых маленьких закладывается тот фундамент, на котором базируется вся последующая музыкально-воспитательная работа.
Ранний возраст имеет свои особенности, свою специфику: для него характерно все перенимать подражательно как в музыкально - ритмических движениях, так и в подпевании и пении.
Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. В ней столько ласки, доброты, любования. Содержание русских народных песен понятно детям. Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Детям очень нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни — «Как у наших у ворот», «Дрёма» и т.д.
Маленькие дети охотно слушают народные мелодии, музыку плясового характера, любят колыбельные. Если ребенок слушает музыку в одиночестве, то он может отвлечься. Но если же эту музыку ребенок слушает вместе с родителями, то он выражает свои эмоции, радуется.
Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Объём звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса.
Простота содержания и формы, ясность и правильность чувств делают народную песню, музыку исключительным ценным средством художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию и поют её чисто и без поддержки музыкального инструмента.
Воспитательное значение народной песни велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но одним из путей нравственного воспитания. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине, народу.
Чем больше и глубже ребёнок будет чувствовать своё родное искусство, тем легче он воспримет искусство других народов. Через народное искусство мы подготавливаем детей к восприятию классического музыкального и литературного творчества. Ребёнок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймёт классическую музыку М.Глинки, П.Чайковского.
Мы должны знакомить детей с народной песней в подлинном виде, т.е. с неизменёнными мелодией и текстом. Если в песне встречается много куплетов, можно сократить их число, не нарушая основного смыслового содержания.
Одной из форм проявления патриотических чувств является повышение интереса к своей национальной культуре, к искусству, в частности к народной песне.
Ребенок, воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймет и классическую музыку.
Народная песня увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни.
Русская народная песня «Как у наших у ворот»
Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.
Муха песенки поёт,
Муха песенки поёт,
Ай, люли, вот поёт,
Ай, люли, вот поёт.
Комар музыку ведёт,
Комар музыку ведёт,
Ай, люли, вот ведёт,
Ай, люли, вот ведёт.
Стрекоза плясать пошла,
Муравья с собой звала.
Ай, люли, всё звала,
Ай, люли, всё звала.
Муравейка, милый мой,
Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, вот со мной,
Ай, люли, вот со мной.
Уж я рад бы, поплясал,
Да уж очень я устал.
Ай, люли, я устал,
Ай, люли, я устал.
Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.