Консультация для родителей
Тема: «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте»
Цель: познакомить с видами нетрадиционного рисования в младшем дошкольном возрасте: дать характеристику и описать способы получения изображения, продолжать поддерживать интерес родителей к данному направлению изобразительной деятельности через создание условий для самостоятельной художественной деятельности детей дома, привлекать к сотворчеству с детьми.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования используются особые техники. Сегодня мы рассмотрим младший дошкольный возраст и раскроем особенности каждой из техник. Хочу напомнить, что нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте (по А. В. Никитиной) включают в себя:
Рисование пальчиками
Оттиск печатками из картофеля
Тычок жёсткой полусухой кистью
Рисование пальчиками (возраст от 2 лет).
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик может набираться краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Тычок жёсткой полусухой кистью (возраст любой).
Средства выразительности: фактурность окраски.
Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск печатками из картофеля (возраст от 3 лет).
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется мисочка, и печатка.
Знакомство с техникой «пальцеграфия» целесообразнее вводить после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью, удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После вовлечения детей в данную технику на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальчиками много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливает интерес к ним. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям взрослого образ какого – либо животного. В работе с детьми в 1 мл. группе дорисовывать может сам педагог (родитель, показывая своим примером принцип изображения. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слонёнок. В ходе занятий по рисованию пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание, которые взрослый одобряет и приветствует.
Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Печатка является одним из интереснейших доступных ребёнку способов исполнения рисунка. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки. Для изготовления печаток картофель разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определённого животного, затем аккуратно вырезают форму по контору, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 – 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, по шире.
Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по этой методике, у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит им предложить тему для рисования. Занятия рисованиемприучают малыша действовать самостоятельно, быть занятым делом.
Для обеспечения закрепления навыков и умений, полученных детьми во время непосредственно образовательной деятельности, необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности детей. С этой целью в доступном месте располагается бумага, изобразительные средства (краски, трафареты, жёсткие кисти, небольшие штампики). Краски являются особенно привлекательным изобразительным материалом для детей. На сегодняшний день в продаже легко отыскать «пальчиковые»краски. Эти краски по густоте напоминают гуашевые и заполнены в пластиковые стаканчики. В этом возрасте ребёнок не считает обязательным, чтобы цвет на рисунке соответствовал реальной окраске предмета. Для него главное исследовательские свойства и возможности нового для него изобразительного материала, а для нас и способ изображения. Вся деятельность детей проходит под контролем взрослого.
Наиболее интересные и выразительные работы детей могут использоваться для оформления интерьера детской комнаты.
Организуйте дома рабочее место так, чтобы ребёнку было удобно не только сидеть, но и стоять, а иногда и двигаться вокруг листа бумаги. Ведь рисовать можно как угодно, где угодно и чем угодно!
Хочу своё выступление закончить словами В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
Дружите со своим ребёнком. Старайтесь понять, что его радует, что огорчает, к чему он стремиться. Попросите его рассказать, что же он хотел изобразить. И не забывайте, что ребёнок ждёт от вас похвалы. Порадуйтесь его успехам и ни в коем случае не высмеивайте юного художника в случае неудачи.
А как полезно взрослым вернуться в детство, и вместе с ребёнком творить чудо, неподдающееся никаким правилам.
Нетрадиционные техники рисования – отличное средство от стресса и усталости. Оживите свои будни – порисуйте вместе с детьми!