КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ?
1. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу — обращайте внимание ребенка на редко встречающиеся обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.
2. Играйте в игру «Доскажи словечко»: взрослый читает короткое стихотворение, а ребенок должен догадаться и назвать последнее в нем слово.
3. Играйте в слова. Это может скрасить долгий путь в транспорте, необходимость лежать в постели. К таким заданиям можно отнести:
какими словами, красками можно описать время года;
расскажи о предмете, какой он (назови как можно больше прилагательных); что он может делать (назови как можно больше глаголов)
играйте в игру «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе-Яге, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого?
играйте в слова с противоположным значением (антонимы)
4. Предложите ребенку пересказать сказку, рассказ, мультфильм. Спросите, что понравилось и почему. Попросите описать понравившегося героя.
5. Играйте в игру: «Найди ошибку в предложении»
6. Учите ребенка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого как утро), середины (длинной как день) и конца (короткого как вечер).
7. Разыграйте знакомую сказку «лицах» с разной интонацией.
Помните!
Ребенка очень легко сбить.
Будьте чуткими к своему малышу.
РЕЧЬ НАЧИНАЕТСЯ
С
ЖЕЛАНИЯ ОБЩАТЬСЯ!
Как бы несовершенно не говорил ваш ребенок, принимайте и поддерживайте его желание вступить в контакт. Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ (жест, выразительный взгляд). При этом старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация. Настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации: когда ребенок спокоен, в хорошем настроении, в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС МАЛЫША.
Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают( игрушки, предметы быта), имена родственников и близких людей. Чаще спрашивайте “Где стол? Где часы?” и т. д. Это обязательно приведет к увеличению словарного запаса. Развивайте фонематический слух (умение слышать различные звуки речи), побуждая различать слова, отличающие одним звуком. (крыша- крыса, нос – нож).
ЧИТАЙТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ.
Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые уже слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя сделать это малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.