« Развитие музыкально-творческих способностей дошкольников»
Консультация для родителей
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. В этот период развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе.
Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Она воспитывает чувства человека, формирует вкусы и развивает основные качества личности
В самом раннем возрасте ребенок выделяет музыку из всех получаемых впечатлений – когда звучит музыка, он может отличить ее от шума, сосредотачивает на музыке своё внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослому.
Слушание (восприятие)музыки – активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.
Для детей мл. возраста педагогу нужно выбирать доступный музыкальный материал («Курочки и петушок», «Слон» К. Сен-Санс, Григ «Птичка», и др). Затем, предложить детям полетать как птички, ходить как слоны и т. д. – сначала по показу воспитателя, затем необходимо побуждать детей самостоятельно воспроизводить определенный образ.
У детей старшего возраста можно использовать уже такие приемы, как:
- прием «оркестровка» - когда ребята прослушивают музыкальное произведение, выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. При повторном слушании дети стараются играть уже ритмично, в характере музыки, не заглушая общего звучания.
- прием «цвет - настроение». (после прослушивания произведения, детям предлагается выбрать карточку, подходящую по цвету к настроению муз. произведения.
- можно предложить детям нарисовать то, что они услышали в музыке. (С.Прокофьев «Дождь и радуга», П. И. Чайковский «Баба Яга» и др.)
После прослушивание той или иной музыки, воспитателю необходимо провести с детьми беседу в форме диалога, дать возможность каждому ребёнку лично охарактеризовать услышанное.
Т.о., происходит творческое проявление индивидуальности ребёнка, накопление опыта и впечатлений от услышанного.
2. Музыка является постоянным спутником повседневной жизни дошкольников и сопровождает, например, утреннюю гимнастику, которая проводится в группах ежедневно.
Под музыку различные упражнения выполняются более правильно, ритмично, пластично, выразительно и координировано, чем по словесному указанию. Эффективность использования музыки зависит от удачного подбора музыкального сопровождения. Для этого, педагог должен четко представлять себе каждое упражнение, понимать, в чем его смысл, какова последовательность упражнений, их темп, ритм, количество повторов и т.д.
Музыку можно использовать на прогулке - во время наблюдений. Она усиливает восприятие красоты окружающей природы. Наблюдая за явлениями окружающей природы целесообразно вспомнить музыкальный репертуар по теме наблюдения. Это могут быть песни о явлениях природы, о временах года, о предметах окружающего мира.
Планируя экскурсию, можно использовать пение детьми маршевой песни, бодрый и весёлый характер которой создаст благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в детском коллективе.
Таким образом, использование музыкального материала на прогулке закрепляет певческие умения, полученные на занятиях, развивают музыкальный слух и память.
Использование музыки в игровой деятельности обогащает и углубляет её содержание и способствует развитию музыкальных способностей детей.
Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания:
подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта, в разном темпе и ритме;
создавать игровые ситуации, в ходе которых педагог предлагает ребенку покачать куклу, напевая ей колыбельную на слова «баю-бай», или показать, как кукла танцует, находя соответствующие интонации.
петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка, то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).
игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука).
музыкальные приветствия и прощания.
сюжетные музыкальные игры («Солнышко и дождик», «Птички и кошка») и т. д. Дети младшего возраста стараются передать в движении односложные образы – птички, мышки, зайчики и т. д.
игры под пение (хороводы, музыкально-фольклорные игры и инсценировки). «КОЗЛИК» -Ловишка по кругу, развитие чувства ритма. «Петушок», «Дед Мороз», «Ай, да бабушка Яга – танцевальная нога» и т.д
Таким образом, у ребёнка развиваются не только музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности - любовь к Родине, своей семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа.
В сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные от музыкальных занятий, праздников и утренников, которые регулярно проводятся в детском саду. Например, старшим дошкольникам можно предложить поиграть в сюжетно-ролевую игру «Музыкальное занятие», в которой дети выбирают «музыкального руководителя» и по его указанию поют любимые песни, танцуют под музыку, играют на музыкальных инструментах или проводят хороводные игры.
Подобные игры на музыкальные темы закрепляют певческие умения, полученные на занятиях; развивают музыкальный слух и память; помогают выявить интересы детей, т.к. дети, обычно, исполняют те песни, которые им больше всего нравятся, и поэтому поют выразительно, прислушиваются к своему исполнению и к пению товарищей.
Следует отметить и то, что дети в этих играх поют без музыкального сопровождения (a capella), что очень важно для развития музыкального слуха.
Еще одним видом музыкальной деятельности детей являются музыкально-ритмические движения. Он занимает важное место в развитии творческих способностей детей. По мнению Л.С.Выгодского- это объясняется «двигательной природой» детского воображения и доступностью движения под музыку для детей на всех возрастных этапах, в том числе и на самых ранних.
Например: простейшее движение – хлопки. Воспитатель прохлопывает определенный ритм, дети повторяют. Затем выбранный ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить. (для наглядности можно использовать карточки с одинаковым рисунком, но разным по размеру, разложенные в определенной последовательности на флонелеграфе. Большая картинка – долгий хлопок, маленькая – короткий).
Огромная польза и роль отводятся свободным танцам – это пляски и хороводы, которые придумывают сами дети, используя знакомые элементы танцев, импровизации. Вначале педагог помогает детям выбирать движения, под ту или иную музыку в соответствии с её характером и формой. Затем дети самостоятельно пробуют свои силы и без подсказки взрослого создают «свою» пляску.
Детям младшего возраста можно предложить поплясать, как медведи, зайчики, лисички, птички, снежинки и т. д.
Можно использовать атрибуты - ленточки, шарфики, платочки, листики, снежинки, предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно выразительно.
Следующим видом музыкальной деятельности детей – дошкольников является игра на детских музыкальных инструментах
Интерес к данному виду деятельности у ребенка возникает практически с самого рождения (погремушка). Существуют различные способы применения игры на детских музыкальных инструментах:
- озвучивание,
- оркестровка,
Для озвучивания с помощью детских музыкальных инструментов могут применяться
- Стихотворения
- Сказки
- Рассказы о явлениях природы, о животных
- Рассказы, сочиненные детьми
- Рассказы по репродукциям.
Например:
1. Для ребят младшего возраста воспитатель может рассказать и озвучить «Сказку про лягушонка КВАК» с помощью металлофона.
«Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяет по пластинке металлофона 1 раз).
Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяет несколько раз).
В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары).
Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко».
После такого прочтения сказки ребенку предлагается исполнить свою мелодию дождя.
2. Можно предложить ребятам исполнить на металлофоне песенку петушка («Ку-ка-ре-ку»)
3. Прохлопать в бубен ритм своего имени.) и.т.д., т.п.
Т.о., можно сделать следующие выводы:
1. Музыкально-творческие способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности под влиянием обучения и воспитания.
2. Музыкальное творчество активизирует фантазию ребёнка, побуждает к достижению поставленной задачи, к воплощению своего замысла, способствует обучению, лучшему усвоению песен, танцев и игр и является постоянным спутником детского развития.
3. результатом музыкального творчества являются инициативность и самостоятельность мышления, способность к самовыражению и формирование целостной и гармоничной личности наших детей.
Как гласит народная мудрость: «Ребёнок не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».