СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей "Сенсорные игры для детей 2-3 лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной консультации даются специальные сенсорные иггры для развития мышления, памяти, внимания, речи ребенка

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей "Сенсорные игры для детей 2-3 лет"»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Алёнушка»





Консультация для родителей


«Сенсорные игры

для детей 2–3 лет»










С енсорные занятия и игры «Мир на кончиках пальцев»


«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев»

В. Д Сухомлинский

Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учёными было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

К 2- 3-м годам у ребенка развито умение и желание общаться со взрослым, это позволяет взрослому руководить его деятельностью, направлять ее в определенное русло.

Трехлетний ребенок может учиться, и научить его можно очень многому. Но вместе с тем воспитателю и родителям надо знать - чему учить, и какими методами пользоваться.

В образовательной программе младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Возраст от 2-4 лет – наиболее благоприятный период для развития восприятия, совершенствования органов чувств, речи, накоплений представлений об окружающем мире.

Правильное восприятие цвета, формы, величины и других свойств и качеств предметов и явлений необходимо для успешного усвоения многих учебных дисциплин в школе, от этого зависит формирование способностей ко многим видам творческой деятельности.

Специальные сенсорные занятия и игры позволяют уменьшить эмоциональное напряжение у детей, формируют доверительное отношение к окружающему миру, создают бодрое и оптимистичное настроение. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Специальные игры, оборудование возбуждает интерес детей младшего возраста (2-4 года, стимулирует их исследовательскую деятельность, помогает развитию мышления, памяти, внимания, речи.

Ч аще всего сенсорные игры выполняются детьми сидя за столом. Для поднятия интереса детей проведение ряда игр целесообразно проводить в спортзале, используя обручи, шнуры и знаки, что гораздо привлекательнее для детей. В процессе выполнения заданий вводится игровая мотивация, детям даются расчлененные инструкции, пояснения.

«Игры с пуговицами»

Задачи:

- развитие мелкой моторики и тактильного восприятия;

- развитие зрительно-моторной координации;

-точность движений и внимания;

- формирование математического мышления (ребенок учиться классифицировать, различать предметы по размеру, считать);

- происходит эмоциональное и творческое развитие.

Единственное «НО» – ребенок не должен тянуть пуговицы в рот или засовывать в нос.

Содержание работы:

-сортируем пуговицы по цвету, размеру, форме с опорой на баночку, мисочку, кузов машинки, чашечку и т д. такого же цвета.

-сортируем пуговицы по размеру с опорой на величину баночек.

-бусы из пуговиц. Шнуруем: а. по цвету с опорой на цвет шнурка, б. по размеру,

в. чередуя пуговицы по размеру или цвету с опорой на образец.

-выкладывание из пуговиц «Заплатки» с опорой на цветовую схему-картинку (содержание картинок соответствует лексическим темам)

-выкладывание из пуговиц и других различных материалов (деталей геометрического набора, счетных палочек) с опорой на схему способом наложения.

«Заплатки».

Задачи:

-развитие зрительно-моторной координации малышей;

-закрепление знаний по лексическим темам.

Кроме пластилина, точки можно заполнить наклейками, пуговицы, конфеты. Или закрасить толстыми маркерами, краской, набранной на ватные тампоны.

Пластилиновые заплатки представлены в соответствии с лексическими темами, например, транспорт, животные, насекомые, новый год, зимние забавы, пасха и т. д.

«Игры с пластилином»

Задачи:

-знакомство со свойствами пластичных материалов;

-обучение приемам работы с пластилином;

-развитие мелкой моторики, творческого воображения;

-развитие памяти, внимания, усидчивости, терпения;

Содержание работы:

- лепка колбасок, шариков, прищипывание, отщипывание маленьких кусочков, разрезание пластилина стекой и т.д.

- «Заплатки» различной тематики;

-пластилинография с добавлением круп и природного материала;

«Игры с мозаикой»

Задачи:

-развитие внимания, аккуратности и терпения,

-развитие мелкой моторики;

-знакомство и закрепление цвета;

-учить рассортировывать фрагменты по цвету;

-обучения выкладыванию узоров по схемам;

-обучение начальных навыков счета;

-развитие пространственного воображения, знакомство с симметрией;

-использование мозаик разной формы и размера (крупную сотовую, среднего размера тычковую).

Содержание работы:

-сортируем фрагменты по цвету, размеру, форме с опорой на баночку, мисочку, коробочку и т д. такого же цвета.

-заполнение цветных контуров фрагментами такого же цвета, создание композиций (желтое солнышко, зеленая травка, синяя туча)

-выкладывание симметричных узоров с опорой на образец.

-выкладывание картин по цвету с опорой на схему способом наложения.

-выкладывание разноцветных дорожек чередуя фрагменты по цвету с опорой на образец.

-выкладывание узоров с опорой на схему пересчитывая количество необходимых фрагментов в каждом ряду.

«Игры с пирамидками»

Задачи:

-развитие мелкой моторики и координации рук малышей и как следствие -речевых навыков.

-знакомство с размерами, соотношениями «больше-меньше».

-формирование навыков ориентирования в пространстве.

-развитие памяти, внимания, начальных навыков счета.

-использование пирамидок различной формы (прямоугольные, конусообразные, в виде грибков, геометрических фигур, героев сказок и т. д, цвета (одноцветные, разноцветные, размеров (настольные, напольные, из различных материалов (пластиковые, деревянные, тряпичные, в виде формочек вкладышей.

Пирамидку можно так же использовать для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.

«Игры с матрешками»

Строим на полу «высотный дом» для зверюшек. Матрешка-это не просто украшение декора или сувенир. В первую очередь, это старинная деревянная игрушка, игра. Которая оказывает большое внимание на развитие детей.

З адачи:

-развитие тактильных ощущений, мелкой моторики;

-обучение сравнению предметов, представлению о величине, понятиям «выше-ниже»«больше-меньше»;

-научить открывать, закрывать куколок;

-научить подбирать подходящие половинки для сбора игрушки;

-учить расставлять в ряд по росту.

«Игры с волчком или юлой»

Задачи:

-развитие мелкой моторики;

-игры с волчком помогают познакомится с законами центростремительной и центробежной силы; свойствами равновесия во вращении, с преобразованием цвета.

«Игры со шнуровками»

Шнуровка– один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования.

Задачи:

-развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

-способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев;

-формировать волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата);

-способствовать развитию речи;

-развитие пространственного ориентирования, закрепление понимания понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

Содержание работы:

-изготовление шнуровок из картона и деталей к ним разнообразной тематики на п/п детей (с опорой на лексические темы).

-сортируем предметы для шнурования по цвету, размеру, форме с опорой на подсказку на шнуровке, пришнуровываем.

-шнуруем бусы : по цвету, по размеру, чередуя по размеру или цвету с опорой на образец.

-игры с деревянными шнуровками «Крокодил»«Новогодняя елка»«Фруктовое дерево».

«Игры с Чудесными предметами».

Задачи:

-развитие кинестетических ощущений;

-развитие восприятия цвета, формы;

-закрепление навыков счета в пределах 5;

- умение сотрудничать со взрослым.

Содержание работы:

-игры с Чудесным мешочком и предметами к нему.

а. Определение предметов на ощупь (форма, размер, материал);

б . Нащупай и вытащи тот предмет, который я назову;

г. Вытащи названное количество предметов (один-много, 1-5)

-игры с Чудесной коробкой : вытаскивание предметов через отверстия в ней.

а. Определение предметов на ощупь (форма, размер, материал);

б. Нащупай и вытащи тот предмет, который я назову;

г. Вытащи названное количество предметов (один-много, 1-5)

«Игры с прищепками».

Задачи:

- развитие мелкой моторики рук; тактильных ощущений;

-развитие творческого воображения, логического мышления;

-закрепление представлений о цвете, дифференциация цветов, чередование цветов;

-соотнесение соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5-ти;

Содержание работы:

-изготовление основ для прищипывания в виде солнца, елочек, травы, птичек и т. д с опорой на лексические темы;

-прикрепление прищепок по тематике (лучики к солнцу, крылья к бабочке, лепестки к цветку и т.д.) Составляем сказку по получившимся картинкам ( Н: Выглянуло солнышко, цветок раскрыл свои лепестки, на цветок прилетела бабочка и тд).

- сортируем прищепки по цвету с опорой на подсказку-основу, прищипываем;

- чередование прищепок по цвету (два цвета);

-соотнесение количества прищепок с цифрой: учить соотносить цифру с количеством предметов в пределах 5-ти;

-проявление творчества: учить использовать цветовую гамму прищепок по выбору, развивать творческие способности (доделать недостающие детали предметам).

«Игры с сортерами»

Подбираем формочки и отверстия.

Задачи:

-развитие мелкой моторики;

-развитие логики и мышления;

-учить подбирать формочки к отверстиям;

-тренироваться собирать сортер разными руками поочерёдно, развивать координацию рук;-учить собирать сортер с завязанными глазами;

-использование сортера в качестве шнуровки;

-развитие творческого воображения: использования деталей сортера в качестве предметов-заместителей в игре («конфетки» для зайки», «лодочки» для игр с водой и т. д)

-закрепление графических навыков, :использование граней и деталей сортера в качестве трафаретов и шаблонов.

«Игры с вкладышами»

В кладыши впервые придумала Мария Монтессори. Она заметила, что в разные периоды жизни ребенок концентрируется на определенных занятиях. Например, в возрасте полутора лет дети любят подбирать предметы по форме и размеру. Делятся на рамки-вкладыши (дети подбирают целостное изображение к контуру вкладыша) и картинки-вкладыши (представляет собой картинку с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение).

Задачи:

-развитие мелкой моторики рук, сенсомоторную координацию, целостное восприятие изображения;

-развитие умения подбирать предметы по форме, размеру, составлять из частей,

-закрепление знаний по различным лексическим темам, обогащение словаря;

-любознательность, познавательный интерес;

-использование вкладышей в качестве лото;

-использование деталей от рамок-вкладышей в качестве шаблонов для рисования.

«Подбери по цвету, форме, размеру».

Задачи:

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

-развитие мелкой моторики.

Содержание работы:

-игры с пуговицами, мозайкой, пирамидками, прищепками, шнуровками;

-игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.

-настольное-печатаные игры (лото, домино) соответствующей тематики;

-игры с цветными цепочками;

-напольные игры «Составь цветок» (цвет, «Составь цветок» (форма, «Составь снежинку»(цвет)

-напольная игра «WAI TOY”;

-игры с шариками из сухого бассейна «Соберем урожай в разноцветные сумки»«Сварим компот в цветных кастрюлях» (цвет)

-игры с большими и малыми мячами (размер)

-игры с «Разноцветным скворечниками»

-использование раскрасок для детей младшего возраста с цветными контурами.

«Игры с разрезными картинками».

Разрезная картинка — это картинка, разрезанная по прямым (как правило) линиям. Ребенку не надо думать о форме кусочков, и он может сосредоточиться на изображении.

Задачи:

- развитие мелкой моторики;

-развитие наглядно-образного мышления;

-усложнение материала из-за увеличения количества деталей;

-развитие сосредоточенности, наблюдательности, воображения, зрительного восприятия,;

-формирование целостного представления о предмете.

Содержание работы:

-игры «Разрезные картинки» настольные из двух, трех, четырех, пяти частей разнообразной тематики;

-игры «Разрезные картинки» напольные из двух, трех, четырех частей.

«Выкладывание изображений»

из счетных палочек, зубочисток, деталей геометрического набора, пуговиц, круп.

Задачи:

-развитие мелкой моторики, логического мышления;

-формировать умение составлять изображения из счетных палочек, зубочисток, деталей геометрического набора, пуговиц и т. д способом наложения на картинку-образец;

-развитие памяти, внимания, усидчивости, терпения;

-закреплять знания по лексическим темам.

«Игры с Блоками Дьенеша».

Венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш придумал логические блоки. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) трех цветов (красные, синие и желтые);

в) двух размеров (большие и маленькие);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Задачи:

-развитие мелкой моторики, логического мышления;

-закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);

-их признаках (величина, толщина)

-цвете (красный, синий, желтый)

-развитие умения выявлять и абстрагировать свойства фигур;

- развитие умения оперировать одним свойством т. е. выявлять, абстрагировать одно свойство, классифицировать и обобщать на его основе;

-учить выкладывать изображения способом наложения с опорой на схему;

-использование в работе пособий Б. Б. Финкельштейн «Маленькие логики».

Содержание работы:

-сортируем блоки по цвету, форме, размеру, толщине;

-определяем блоки на ощупь в «Чудесном мешочке» или «Чудесной коробке»;

-находим блок согласно инструкции «Н: большой, синий, круглый. Толстый»;

-составляем цепочку-«бусы» согласно заданному ритму (чередование деталей с изменением одного признака)

-выкладывание из блоков изображений с опрой на схему способом наложения.

«Выкладывание из палочек Кюизенера».

Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.

Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.

Выпускаемые производителями счетные палочки Кюизенера отличаются количеством, цветовой гаммой и материалом (дерево или пластмасса). Для начала можно использовать упрощенный набор из 116 палочек. В нем 25 белых палочек, 20 розовых, 16 голубых, 12 красных, 10 желтых, 9 фиолетовых, 8 черных, 7 бордовых, 5 синих и 4 оранжевых. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

Задачи:

-развитие мелкой моторики, логического мышления;

-формировать умение составлять изображения из палочек Кюизенера способом наложения на картинку-образец;

-развитие памяти, внимания, усидчивости, терпения;

-закрепление знаний по лексическим темам;

-использование в работе пособий Б. Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки»«Дом с колокольчиком»«Посудная лавка».