Консультация для родителей «Социализация ребенка до 3-х лет»
Закладываем фундамент.
Дети до 3 лет очень привязаны к маме или другому близкому человеку, который значительную часть времени находится с ними рядом: характер их взаимоотношений закладывает фундамент ранних отношений ребенка с другими людьми.
Выделяют три типа таких отношений:
ГАРМОНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Малыш и мама дают друг другу все, что нужно: со стороны мамы
- поддержка,
- забота,
- внимание;
со стороны ребенка — положительные эмоции, которые получает мама от совместного времяпрепровождения с ребенком.
При таком типе взаимоотношений с близким/ми взрослым/ми у ребенка формируется мировоззрение:
мир — хороший, я — хороший.
Психическое развитие малыша проходит гармонично, он готов доверять другим людям.
ИСТЕРИЧНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ
Малыш часто не находит поддержку и внимание со стороны близкого взрослого:
если есть время с ним побыть, ему и его деятельности уделяют много внимания,
если времени нет, взрослый занят — при тех же действиях малыша вместо любви он получает негативные эмоции взрослого, старающегося сделать все, чтобы ребенок от него отстал.
При таких взаимоотношениях, ребенок не понимает, почему взрослый реагирует по-разному на одни и те же его действия.
Он начинает провоцировать взрослых, проверяя границы их терпения, стараясь таким образом определить границы доверия.
Взрослому необходимо всегда следовать своим словам, тогда ребенок сможет ему доверять:
если уж сказал, что сейчас у него нет с собой денег на очередной шарик, то не нужно покупать его, даже если ребенок закатил истерику.
Иначе в следующий раз ребенок точно будет знать, как добиться желаемого, а слова взрослого будут превращаться в фонящий шум, которому можно и не верить.
ИЗБЕГАЮЩИЕ ОТНОШЕНИЯ
Малыш преимущественно получает отказ со стороны взрослого на контакт с ним, взрослый дистанцируется от ребенка.
Такие взаимоотношения приводят к тому, что ребенок перестает видеть во взрослом близкого друга, он закрывается от мира, не доверяет ему. Очень часто такие малыши начинают искать замену взаимоотношениям, уходя в себя и закрываясь от взрослых.
Они не ищут больше контакта с ними и не привлекают внимания.
Все это негативно сказывается на их развитии – такое часто можно наблюдать в детских домах, где у детей нет близкого взрослого, а воспитатели постоянно меняются, оказывая внимание каждому ребенку в отдельности по мере возможности.
Вырастая, такой ребенок не верит никому, кроме самого себя, считает, что мир его недооценил. В жизни бывают разные ситуации, но очень важно, чтобы у ребенка, особенно до трех лет, всегда был рядом близкий взрослый, который заложит фундамент его ранних гармоничных отношений с миром.