СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей " Технология ТРИЗ в детском саду и дома"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассказывается о том, как можно использовать технологию ТРИЗ не только в дошкольном учреждении, но и дома с родителями.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей " Технология ТРИЗ в детском саду и дома"»

Консультация для родителей

«Технология ТРИЗ в детском саду и дома».

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми, а вот как конкретно это сделать, чтобы получилось привычно и легко? Что может вдохнуть в нашу педагогику? Новый импульс- эффективная педагогическая технология ТРИЗ -теория решений изобретательских задач.

Методика ТРИЗ была разработана писателем – фантастом Г. С. Альтшуллером.

В настоящее время ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) занимает одно из основных мест в развитии детей дошкольного возраста. Ведь ТРИЗ, с одной стороны – занимательная игра, с другой стороны – развитие умственной активности через творчество.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления: как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

      Дидактические игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в детском саду, но и в домашних условиях. Вечная проблема, которая возникает у родителей, чем занять ребенка дома в выходные дни и вечером. Помощником в решении этой проблемы могут быть дидактические игры ТРИЗ, которые позволят вам скоротать время и интересно его провести.

Чтобы стимулировать творческую активность детей, используются различные методы и приёмы, применяемые в решении изобретательских задач (ТРИЗ).

Вот некоторые из них:

1. Мозговой штурм

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

  • как нарисовать картинку если нет карандаша;

  • как не намокнуть под дождем;

  • как оставить кусочек лета в зиму.

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо.

2. Синектика

Это так называемый метод аналогий:

а)личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

б)прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет - аналогия стрекозы, подводная лодка - аналогия рыбы и т.д.).

в)фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т.е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость - возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь - это может быть человек, растение) и т.д.

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

3. Метод фокальных объектов (МФО).

Суть метода заключается в том, что к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов.

Изначально нужно выбрать объект, с образом которого будем работать. Можно до поры хранить его в тайне от детей. Затем детям предлагается назвать три любых объекта. Затем дети называют как можно больше свойств и качеств названных объектов.

4. Да нет-ка.

Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Правила игры: загадывается объект животного или рукотворного мира, дети задают вопросы об этом объекте. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет".

(Пространственное)

Пособие помогает закрепить знания детей о цифрах, навык прямого и обратного счёта, умение называть последующее и предыдущее число, решать примеры и задачи на сложение и вычитание с использованием линейки.

5. Типовое фантазирование.

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а)уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б)наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в)дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г)оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д)динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

6. Системный оператор

Мир системен. Любой объект можно рассматривать как единое целое (систему), можно мысленно поделить его на части, каждую часть можно поделить на ещё более мелкие части. Все системы существуют во времени.

7. Моделирование маленькими человечками

«ММЧ» разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов.

Объяснить детям, почему вещества бывают твердыми, жидкими, газообразными;

8.Д/ и «Волшебные домики»

Цель: формировать умения работы с именами признаков объектов и значением этих признаков, работать со схемой, обогащать словарный запас детей, умение классифицировать объекты по разным признакам, устанавливать причинно-следственные связи.

9.Д/ и «Дорожки признаков»

Цель: учить детей описывать объект, используя в речи имена признаков; соотносить значение имени признака с его графическим обозначением;

10. Пособие «Кольца Луллия»

Одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.  Игра развивает внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект

11. Игра «Причина-следствие»

Цель: нахождение причинно-следственных связей. У каждой причины есть следствие, а иногда и несколько следствий.

Для игры необходима карточка. Слева карточки ставим причину, а справа следствие. Между ними значок из стрелок в разные стороны. Которые читаются: «поэтому или потому что».

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.