Консультация для учителей начальной школы
Тема: "Профилактика нарушений чтения и письма в начальной школе"
Консультацию для родителей подготовила:
Кулагина Н.А.
Ярославль
2015
Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения. Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения.
Процесс письма состоит из следующих операций:
- анализ звукового состава слова,
- перевод фонем в графемы, графические знаки,
- перевод графемы в движения необходимые для записи.
Детям с дисграфией и дислексией, необходима специальная логопедической поддержка, специфические ошибки на письме не исправляются обычным методами.
Эти нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить.
Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики.
Работа включает следующие направления:
1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.
Упражнения:
а) "Лабиринты". Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня.
б) "Телесные буквы" – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;
в) "Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам;
г) "Письмо в воздухе" логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.
2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.
Упражнения:
а) "Посчитай до 30"
Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра "Найди все буквы".
3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов.
Упражнения:
а) "Что за буква?". Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.
б) "Нарисуй букву ". Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.
4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Упражнения:
а) "Домик для звука".
Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.
б) "Найди отличия?"
Развитие фонематического анализа
Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: мишка-мышка.
в) "Шифровка".
Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.
г) "Звонкое слово".
Развивает слуховое внимание и произвольную память. Ребенок с логопедом называет числительные с существительными. Нельзя назвать запретное слово "пять", а из слов "карандаш". Вместо называния запретного числа или слова нужно хлопнуть в ладоши.
5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.
Упражнения:
а) "Назови букву"
Стимулирует ориентировку ребенка на листе бумаги.
Ребёнку предлогается карточка 3 столбика и 3 строки, в клеточках вырезные буквы. Описывается расположение буквы, ребенок находит ее и называет.
б) "Корректурная правка"
Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.
в) "Пропущенные буквы"
В тексте, предлагаемом ребёнку, пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию внимания и уверенность навыка письма.
6. Развитие речевого дыхания.
- Нормализация правильного речевого дыхания.
- Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной системы.
- Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.
- При релаксации использование дыхательных упражнений
- Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.
7. Развитие силы голоса.
- Нормализация правильного дикционного произношения.
- Развитие всех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.
8. Развитие артикуляционного аппарата.
- Используются артикуляционные упражнения.
- Применение массажа и самомассажа.
9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
- Развитие звукового анализа и синтеза.
- Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Упражнения:
а) "Дополни предложение"
Развитие грамматического строя. Ребенку предлагается выбрать для себя несколько символов — предлогов.
Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из своих символов. Например: Книга лежит ... столе.
б) "Что за слово?"
Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя части слова: вы-, при-, за-. После этого составляет предложение. Например: Я закрываю книгу.
Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.