Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Голубые дорожки» г. Волгодонска (МБДОУ ДС «Голубые дорожки» г. Волгодонска)
«Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста»
Подготовили воспитатели группы №1: Н.А. Ежова
А.А. Черкес
“ Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал”
Василий Александрович Сухомлинский
Природа- это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, пожалуй, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить.
Цель экологического воспитания и образования в дошкольном учреждении – воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами.
В работе с детьми по экологическому воспитанию широко используется такой метод, как наблюдение.
В процессе своих маленьких открытий, своих наблюдений дети не только пассивно «созерцают» окружающее, но и пытливо ищут способы его преобразования.
Наблюдая, только под воздействием взрослого, ребенок начинает понимать и любить природу. Вместе с ним он восхищается и любуется.
Заинтересовавшись природой, ребенок полюбит ее, захочет узнать о ней больше.
Наблюдая, ребенок не только познает внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и пр.), но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы.
Осенью дети наблюдают за изменениями, которые произошли в природе не только с цветами, но и с деревьями, отмечают, что птиц стало меньше (перелетные улетели в теплые края). Наблюдая за листопадом, дети видят, что природа прекрасна во все времена года.
Наблюдение с детьми в групповой комнате
«Любовь – это труд» - считают сами дети, и каждый день с любовью наблюдают и ухаживают за растениями. А уголок природы считают любимым местом отдыха в группе.
Наблюдения способствуют накоплению у детей конкретно – образных представлений, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе.
наблюдая и анализируя дети свои знания и умения воплощают в практическую деятельность, которая имеет в природе ключевое значение. Как показывает практика индивидуальное проявление ребенка в практической деятельности – это показатель его экологической воспитанности и культуры.
"Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму".