СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей Формирование звуковой стороны речи в играх

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей

Формирование звуковой стороны речи в играх

Консультация для воспитателей

Формирование звуковой стороны речи в играх

Консультация для воспитателей

Формирование звуковой стороны речи в играх

Консультация для воспитателей

Формирование звуковой стороны речи в играх

Консультация для воспитателей

Формирование звуковой стороны речи в играх

Консультация для воспитателей

Формирование звуковой стороны речи в играх

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей Формирование звуковой стороны речи в играх»



Консультация для воспитателей

Формирование звуковой стороны речи в играх



Мир, в который приходит ребенок разнообразен и богат. Чтобы жить в нем, малышу необходимо разобраться в назначении свойств, качеств предметов, в пространственных и временных отношениях событий и явлений окружающей действительности.

Особая роль принадлежит взрослому, (воспитателю, родителям), который во время наблюдений, игры, труда и учебных занятий побуждает ребенка к осмысленному выполнению действий; развивает умение спрашивать, рассуждать; влиять на детскую инициативу, познавательную активность.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом, его смысловой и звуковой стороной. Ознакомление со звуковой стороной слова помогает усваивать правильное звукопроизношение, произвольно управлять артикуляционным аппаратом. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. "От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка - грамматики и связанной с ней орфографии", ~ подчеркивал Д.Б. Эльконин.

Усвоение дошкольниками звуковой стороны слова - длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей. Задача воспитателя состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения. В дошкольном возрасте ребенок усваивает звуковое строение слова и его слоговой состав. Педагог уделяет серьезное внимание развитию фонетического слуха и развитию артикуляционного аппарата детей: следит за выразительностью интонаций, правильностью ударений, регулирует силу голоса. Дети старшего возраста должны уметь различать звуки на слух, называть слова с определенными звуками, находить слова с этими звуками, определять место звука в слове. А это развивает у них способность к звуковому анализу слова, пробуждает интерес к его ритмико-слоговому строению.

Для того, чтобы дети хорошо владели звуковым анализом слова, очень большую помощь оказывают воспитателю игры.

В играх "Испорченный телефон", "Эхо" ребенок шепотом передает другим детям определенные слова. Однако по ходу игры он может не услышать какие-то звуки или заменить их, образуя другое слово (кит-кот), Анна-ванна).

В играх "Фанты", "Черное и белое", "Краски" содержатся определенные слова, которые играющий не должен произносить (или, наоборот, должен).

Усвоению терминов "слово", "звук" помогают такие игры, как "Докончи слово", "Подскажи словечко", "Сажи наоборот", "Подскажи Незнайке звук", "Угадай какой звук я не произнесла", "Звук потерялся", "Скажи, как я", "Как назвать?" и др. (см игры в книге Г. Тумаковой. Ознакомление дошкольника со звучащим словом., стр. 42-53).

Слоговой анализ - важная ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. На первый взгляд, кажется, что процесс овладения ребенком слоговым членением слова несложен. Однако такое суждение ошибочно, ведь главное, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова.

Ударение не может существовать отдельно от слогов. Вычленение ударения - необходимый этап в работе по обучению старших детей слоговому анализу. Умение слышать ударный слог, выделять ударение в в слове необходимо не только для подготовки детей к обучению письму, чтению, но и для последующего усвоения языка в школе.

Внимание детей обращается на то, что слоги в слове расположены, как и звуки, последовательно друг за другом; что слоги в слове звучат по- разному, неодинаково: один из них произносится более протяжно, громче, слышится лучше - это ударный слог. Здесь тоже воспитателю помогут игры: "В слове есть части -слоги", "Эстафета" (произнести название любого животного по частям-слогам, затем передать палочку другому), "Купи игрушку", "Почтальон принес письмо", "Найди вкусное слово", Кто в каком домике будет жить?", "Что вокруг нас?" (нахождение слов с I, II, III слогами), "Конец слова за тобой", "Отгадай слово", "Смотри не ошибись!", "Говори - не задерживай", (книга Г,А. Тумаковой. Ознакомление дошкольника со звучащим словом., стр. 68-80).

Литература.

  1. Г.А. Тумакова. Ознакомление дошкольника со звучащим словом.

  2. М.Ф.Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!