СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Формирование и развитие певческих данных детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консульцация  ознакомительного   характера    

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Формирование и развитие певческих данных детей старшего дошкольного возраста"»

Консультация для воспитателей

Тема: «Формирование и развитие певческих данных у

детей старшего дошкольного возраста»

Пение - одно из самых любимых детьми видов музыкальной

деятельности, который может дать им очень много.

Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится

понятным и близким людям.

Это развивает у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.

В пении быстро развивается звуковысотный слух - одна из основных му-

зыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность ребенка невозможна . Развиваются все другие музыкальные способности

- тембровый, динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, в пении происходит общее развитие ребенка -формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление об окружающем мире, ребенок учиться взаимодействовать со сверстниками в хоровом коллективе.

Пение - это целая наука, поэтому, педагогам к данному вопросу. Чтобы добиться результатов, необходимо подходить очень серьезно.

Исследования И.И.Левидова, Е.А.Аркина, Е.И.Алмазова,В.А.Багадурова

подтверждают, что правильное развитие певческого голоса уже в дошкольном возрасте воспитывает у ребенка любовь к музыке, оберегает от крика, от напряжения голосовых связок, которые должны быть здоровы. В журнале «Музыкальный руководитель» № 3. 2005г в статье «К постановке детского певческого голоса», К.В.Тарасова, автор нескольких программ, в том числе и «Гармония», называет методику, приемы подхода раскрытия певческих умений и навыков у детей. По мнению К.В.Тарасовой, педагог , прежде чем научить детей, сам должен 1 - владеть своим голосом, чтобы красиво и правильно показывать песни детям; 2 - педагог должен понимать механизмы вокализации – обладать самому вокальным слухом, чтобы услышать самому , правильно ли поет

ребенок и как его поправить.

Путем направленных упражений можно работать над формированием и развитием певческих навыков.

Вокально-хоровые навыки:

Дыхание, звукообразование, дикция, чистота интонирования, ансамбль.

1 Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают упражнения, которые делятся на упражнения без звука, звукoвые упражнения, упражнения под музыку. Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему.

упражнения без звука«Дирижер»«Быстро-медленно»«Мороз», упражнения с листком бумаги, «Понюхать цветок» и т. д. ;

звуковые упражнения«Воздушный шар»«Пузырь»«Котенок и шар», пальчиковая игра «Воздушный шар» и т. д. ;

упражнения под музыку«Свеча», губная вибрация, комплексы дыхательных упражнений с движениями, «Чайник»«Кастрюля-хитрюля» и т. д.

Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть естественным, звонким и лёгким, детям нужно петь без напряжения.


2 Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая  работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность.

Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (Во поле береза стояла)Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренных темпах, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе. Упражненияправильного звукообразования«Колокол»«Саксофон»«Игра с мячом», пение с закрытым ртом.

Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение.

3Дикция – четкость произношения текста. В процессе  вокально-артикуляционных упражнений, можно добиться лучшей  работы  всего артикуляционного аппарата. Практика пения таких упражнений усиливает эффективность логопедической  работы, т. к. процесс пения, как и речевой, основан на  работе  одних и тех же групп мышц.

Упражнения «Ручеек»«Мотоцикл».

Музыкальные пальчиковые игры сочетают пение с активной артикуляцией и движения мелкой моторики. Упражнения Е. Железновой, М. Картушиной.

Проговаривание и пропевание скороговорок в разном характере, темпе, с использованием звучащих жестов (по К. Орфу). В работе над скороговорками помогают следующие приемы:

- Отмечание метрической пульсации хлопками

- Чередование хлопков и шлепков по бедрам

- Щелчки на первое произнесение скороговорки и шлепки на второе

- Проговаривание текста в ускоряющемся темпе

-Проговаривание текста в разной динамике – от шепота до почти крика (нарастание динамики показываем жестом)

- Чтение скороговорок по подгруппам, проговаривание каноном

- Пропевание скороговорок в качестве распевок по полутонам.

 Вокальные упражнения на гласные. Методика проведения: дети пропевают только гласные буквы.

4Данные упражнения направлены на работу артикуляционного аппарата с опорой на дыхание. Каждое упражнение произносится на одном дыхании, как можно дольше.

Работу над интонированием начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Для чистоты интонирования мелодии использую транспонирование мелодии в удобную ребенку тональность. Хорошо работают упражнения на звукоподражание. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание.

Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры)Пособия«живые картинки» с движущими деталями (упражнения «Лесенка»«Качели»«Пой со мной».). Также для налаживания чистоты интонации в пении, использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и a cappella, упражнение «рисуем голосом»

Этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям. Прежде чем начать работать с нарисованными моделями, дети пробуют изображать голосом завывание вьюги, ветра, полет жука или птицы, прыжки лягушек, подпрыгивающий мяч, капли дождя, падающие звезды. Это способ, который учит ребенка самостоятельно управлять линией движения голоса, направляя ее по своему. В дальнейшем такие модели исполняются по рисунку и по руке педагога, показывающей, в каком направлении вести голос. Исполнение спокойное и неторопливое, без резких выкриков, с мягким вдохом и выдохом.

5Стройное, чистое пение в унисон закладывает основы ансамбля. В пении хором приучаю детей слушать себя и других, сливаться с общим пением. Это достигается акцентом внимания на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, окончании пения фраз. Следует стремиться к выразительности пения, выстраиванию ансамбля.

Ансамбль достигается постепенно. В старшей группе используются разнообразные варианты перекличек: пение «по цепочке», «Эхо» «Пение про себя.

Таким образом, пение - основной вид деятельности, формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста - это планомерный труд взрослых, музыкального руководителя с учетом индивидуальных способностей детей, желания, интереса.