СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей: «Формирование у детей интереса к родной культуре»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;  формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.  

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: «Формирование у детей интереса к родной культуре»»


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 8 «Звездочка»











Консультация для  воспитателей:

«Формирование у детей интереса

к родной культуре»






Подготовила

воспитатель:

Задощенко Г.М.


ст. Егорлыкская

2019-2020 уч.год

Консультация для воспитателей на тему:

«Формирование у детей интереса к родной культуре»

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога.

   Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

«ПАТРИОТИЗМ» – это «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу» (С. И. Ожегов)

     «ПАТРИОТИЗМ» – это «…чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям (современный подход к понятию).

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств приобщения к родной культуре. Чувство любви к Родине так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.

Исходя из этого, целью воспитания у детей дошкольного возраста любви к Родине является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

При этом  решаются следующие задачи:

  • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

  • формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.

Для реализации цели и задач необходимо  создавать взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:

  • Знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями.

  • проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года.

  • Организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев.

  • Организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

  • Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников.

Именно с воспитания любви к родной природе необходимо  начинать воспитание к родной культуре дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

Экскурсия это форма учебно-воспитательной работы, которая  позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.

- Природоведческие экскурсии

- Социально-бытовые экскурсии

- Экологические экскурсии

- Экскурсии эстетического характера.

В работе с детьми дошкольного возраста используются все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), целевые  прогулки, мини походы. 

В  основе  разработки  содержания  ознакомления  детей  с родным  краем  посредством  экскурсий, целевых  прогулок,  надо опираться  на принципы:

- энциклопедичность  (отбор знаний из разных областей действительности);

- уникальность  места (изучение природной, культурной, социально-экономической  уникальности  края);

- интеграция  знаний  (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира);

- единство  содержания  и  методов;

- динамика  преемственных  связей (изменение  социального  опыта  детей  разного  дошкольного  возраста);   

- тематичность материала.

Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей.

Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы, учатся рассуждать, рассказывать и описывать элементарные  явления природы.

Если дети еще маленькие, все целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем (побегаем по шуршащим листьям; соберем шишки и сделаем из них веселых человечков и т.д.).

Процесс познания  происходит  только  когда,  ребенок  непосредственно  видит, слышит, осязает  окружающий  мир. Это  создает  у  него  более  яркие, эмоционально  насыщенные, запоминающиеся  образы.

Постепенно от прогулки к прогулке, от  экскурсии  к  экскурсии  у детей складывается прекрасный образец родного края, своей  Малой  Родины.

Всё это закладывает первые  основы патриотизма.

Ознакомление  детей с историей родного края включают следующее:

  • - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

  • - формирование бережного отношения к природе и всему живому;

  • - воспитание уважения к труду;

  • - развитие интереса к национальным традициям и промыслам;

  • - формирование элементарных знаний о правах человека;

  • - расширение представлений о городах;

  • - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

  • - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

  • - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения, с взрослыми и сверстниками.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

... Надо показать ребенку, что родной город  славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Например, четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: библиотека, почта, аптека, школа и т.д., рассказать об их назначении.  Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется - это город  и край в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом,  где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами своего края, народными умельцами. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей, с гимном, флагом и гербом государства и округа.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их город, поселок - частица страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где живет данный народ, о своеобразии природы и его быте. К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!