Консультация для воспитателей младших групп
«Памятка воспитателю по проведению утренней гимнастики»
Занятия физическими упражнениями в дошкольном возрасте при правильном их подборе способствуют гармоничному и своевременному развитию всех функциональных систем организма ребенка, являются фундаментом здоровья будущего взрослого человека.
Общие требования к проведению утренней гимнастики
Утренняя гимнастика — это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а также воспитательных и образовательных задач. Она призвана положительно настроить ребенка на весь предстоящий день.
Свое значение утренняя гимнастика приобретает в том случае, если проводится систематически, с соблюдением ряда правил.
В режиме дня дошкольного учреждения, в который дети приходят из дома утром, утренняя гимнастика проводится до завтрака. После ее проведения необходимо предусмотреть некоторое время для перехода детского организма с двигательной деятельности на режим пищеварения, то есть не следует сразу после завершения занятия переходить к приему пищи, садиться за стол. Полезно после гимнастики провести водные процедуры, что будет служить закаливанию организма ребенка.
В теплое время года, в хорошую погоду рекомендуется проводить утреннюю гимнастику на воздухе, что обеспечивает наилучший оздоровительный эффект. При проведении занятия в помещении необходимо соблюдать гигиенические правила – помещение должно быть хорошо проветренным, обеспечен доступ свежего воздуха; ковровое покрытие, если таковое имеется, чистое.
Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхание. Нет смысла переодеваться в физкультурную форму, так как продолжительность гимнастики невелика, особенно для детей младшего возраста (5—6 минут), а умение одеваться у ребят 4-го года жизни, тем более быстро, усвоено не всеми малышами, особенно в начале года.
Обувь для занятий должна быть легкой – спортивные тапочки, в которых ребенок находится в течение дня в группе, при условии, что они ему подходят по размеру и имеют фиксированную пятку.
«Сухая» гимнастика с простым показом движений и выполнением их по словесной команде под счет для дошкольников непригодна. Особенно это касается малышей, все развитие которых осуществляется через игру. Поэтому упражнения в этом возрасте носят игровой, имитационный характер.
Утренняя гимнастика может проводиться с музыкальным сопровождением. Музыка одновременно регулирует темп и ритм движения, тем самым, способствуя более четкому и правильному выполнению упражнения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. В утреннюю гимнастику включается и пение песен. Врачи считают пение лучшей формой дыхательной гимнастики.
Следует отметить, что всем практически здоровым детям можно выполнять утреннюю гимнастику. От участия в ней освобождаются дошкольники, имеющие серьезную патологию сердечно-сосудистой системы или двигательной сферы. Дети, перенесшие инфекционные заболевания, или дети после операций могут быть временно отстранены от занятий по усмотрению врача. Для некоторых детей медицинские работники вводят иногда ограничения по дозировке занятий или временно исключают бег, прыжки.
Утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физической культуры.
Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.
Впервые утренняя гимнастика включается в режим дня в младшей группе. Она проводиться сначала года ежедневно со всеми воспитанниками группы одновременно. Продолжительность ее до 5 минут.
Учитывая, что многие дети третьего года жизни не сразу включаются в организованную воспитателем деятельность, отстают во времени при выполнении заданий, воспитателю следует очень тонко и дифференцированно подходить к отдельным детям, не настаивать на непременном участии каждого в утренней гимнастике.
Методика проведения утренней гимнастики
Продолжительность утренней гимнастики 5-6 минут. Вначале выполняется ходьба разными способами, доступная детям этого возраста (обычная, на носках, с высоким подниманием колена), в чередовании с бегом, который выполняется в среднем темпе (2-3 раза). В начале года дети бегают стайкой за взрослым, врассыпную, постепенно начинает использоваться бег в колонне по одному, как на месте, так и в разных направлениях. Продолжительность бега без перерыва для младшего возраста составляет 10-20 сек. После бега дети младшей группы перестраиваются в круг и переходят к выполнению общеразвивающих упражнений.
Комплекс ОРУ для детей этой возрастной группы состоит из 3-4 упражнений, каждое из которых повторяется 4-6 раз в зависимости от сложности упражнения, а также от того, для развития каких мышц они выполняются, периода в годичном цикле и с учетом индивидуальных особенностей детей. Общеразвивающие упражнения педагог выполняет совместно с детьми.
Рекомендуется выполнять упражнения в следующей последовательности:
Если комплекс ОРУ состоит из 5-ти упражнений:
для мышц плечевого пояса и рук
для туловища И.п.стоя
для ног (кроме прыжков)
упражнения для плечевого пояса или туловища (И.п. сидя)
упражнения для туловища (И.п. лежа на спине)
для ног (прыжки или подскоки)
В том случае, когда в комплексы включены приседания или полуприседания, после них проводится упражнение для мышц плечевого пояса, чтобы дать детям возможность хорошо выпрямиться.
У малышей все упражнения проводятся в свободной стойке: с ногами, расставленными параллельно или несколько в стороны.
Общеразвивающие упражнения в младшем возрасте выполняются не только из положения стоя, но и из исходных положений сидя и лежа на полу; возможен вариант использования стульев.
Дети 3-го, 4-го года жизни еще не интересуется качеством движения, для него остается главным участие в самом процессе. Поэтому, чтобы не отбить желания ребенка выполнять упражнение, не следует делать замечания конкретному малышу. Так как с детьми младшего возраста воспитатель выполняет все упражнения, то главное, чтобы взрослый осуществлял правильный показ. Постепенно движения детей будут приобретать более четкое исполнение.
Нарушение правильного темпа движений – наиболее часто встречающаяся ошибка при проведении гимнастики. Следует помнить, что упражнения с участием большого количества групп мышц, например движения туловища, проводятся в более медленном темпе, чем упражнения для верхних и нижних конечностей.
Педагог показывает упражнения в зеркальном отражении.
После ОРУ проводится чередование ходьбы и бега 2-3 раза по 10-15 секунд.
Вместо бега в некоторых комплексах можно предложить детям прыжки. Прыжки вносят разнообразие в гимнастику и удобны в условиях тесного помещения. Для детей младшего возраста они выполняются на месте на двух ногах 6-8 раз, затем непродолжительная ходьба и вновь прыжки. В качестве альтернативы бегу и прыжкам после общеразвивающих упражнений можно предложить подвижную игру, хорошо знакомую детям, с очень простыми правилами и содержанием.
В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба.
Из упражнений составляется комплекс, который без существенных изменений выполняется в течение 2 недель подряд.
Каждый новый комплекс выполняется обычно вначале несколько медленнее, так как дети не сразу запоминают упражнения и воспитателю приходится тратить много времени на их объяснение и показ. Поэтому сначала можно некоторые упражнения повторять только 3 – 4 раза, причем в более медленном темпе. Как только дети усвоят все упражнения, их следует проводить в хорошем энергичном темпе. Через некоторое время (2 – 3 месяца) целесообразно вернуться к повторению того же комплекса или взять его за основу для составления комплекса для упражнений с предметами.
При выполнении упражнений утренней гимнастики детям этого возраста характерна динамичность и наличие чрезвычайно малого количества законченных зафиксированных положений. Почти все движения производятся последовательно. Этим определяются особенности объяснения и показа упражнений воспитателем, который является участником развертывающегося игрового сюжета.
Например, методика проведения комплекса утренней гимнастики «Петушок и курочка» будет такой: предварительно рассматриваются картинки с изображением петушка, курочки, воспитатель рассказывает о них. Затем при выполнении комплекса воспитатель изображает петушка, дети – курочек. Во время утренней гимнастики воспитатель следит за тем, чтобы дети не задерживали дыхание.
Игровое проведение комплекса вызывает у детей желание участвовать в нем. Он проходит весело, содействует развитию самостоятельности, координированности и ритмичности движений. Чтобы не надоедал сюжет комплекса, воспитатель проявляет изобретательность, творчество, вводит новые образы («Птички», «Бабочки» и т.д.). Действия остаются те же. Усвоение движения, сопровождающееся свободой легкостью его воспроизведения, доставляет маленькому ребенку большое удовольствие.
Утренняя гимнастика направлена на решение оздоровительных задач, способствует укреплению костно-мышечного аппарата, развитию сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, создает бодрое, жизнерадостное настроение, воспитывает привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями.
Таким образом, утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня дошкольного учреждения и важной составной частью физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.