СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Одаренный ребенок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Одаренный ребенок"»

Консультация для педагогов

«Одарённый ребёнок – особая ценность для общества»


Проблемы одарённости детей дошкольного возраста волнуют и учёных, и родителей, и это не случайно: по последним статистическим данным, примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одарённым детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одарённые.

Вопросы обучения и воспитания одарённых детей имеют важное общественное значение: талантливый человек – особая ценность для общества. Умственные возможности ребёнка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одарённости, не должны быть оставлены без внимания. Сделать это весьма непросто: одарённые дети дошкольного возраста тяжело адаптируются в социуме, что, как известно, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии их таланта.

Исследования отечественных психологов подтверждают: количество одарённых детей с каждым годом возрастает, что и обуславливает необходимость поиска эффективных подходов к диагностике одарённости. Сложно предвидеть дальнейший ход умственного развития ребёнка, но это не означает, что ранние признаки выдающихся способностей можно игнорировать.

Что такое одарённость?

В психолого-педагогическом и медицинском аспектах одарённость – это отклонения от среднестатистической линии развития человека, превышение по основным показателям развития, прежде всего развития интеллекта.

Одарённость – наличие задатков для развития способностей, которые в исследованиях Б. М. Теплова (1998) определяются так:

Во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

Во-вторых, способности называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем заданиям, навыкам или умениям, которые выработаны у данного индивидума.

«Одаренность» и «талант» - разные понятия. Одаренность чаще относится к познавательным способностям (напр. способность к овладению родным или иностранным языком, а вот термин талант чаще характеризуют другие, более общие стороны развития, т. е. творчество и творческое развитие ребенка. Творческий потенциал – основа для развития одарённости. Одарённым детям присущи особые поведенческие модели, поэтому им трудно находить общий язык со сверстниками, педагогами, членами своей семьи; они стремятся прерывать собеседника, поправлять его, демонстрировать собственные знания и превращать окружающих в предмет насмешек. Однако педагоги, в общем, не готовы к общению с одарёнными детьми, поэтому часто одёргивают и унижают их, дают им заниженную оценку и тем самым губят детскую непосредственность, любознательность, желание находиться в постоянном поиске нового в процессе обмена информацией с педагогом.

У одарённых детей высокоразвита потребность во внимании взрослых. Происходит это в силу их природной любознательности и стремления к познанию.

Итак, уровень интеллектуального развития позволяет одарённым детям анализировать своё поведение, но в силу свойственного возрасту эгоцентризма (эгоизм, Я – центр мироздания) они нуждаются в помощи взрослых.

Возрастные особенности одарённости 

Одарённость ребенка проявляется очень рано. Самый интенсивный период его развития 2 – 5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.

В дошкольном возрасте одаренность проходит несколько этапов

- первый этап(2-3года) на данном этапе ребенок получает первые сенсорные впечатления;

-второй этап(3-4года) происходит погружение в деятельность, проявляются начальные признаки природного материала, ребёнок очень активен, ему необходимо предоставитьширокий спектр в различных видах деятельности.

-третий этап (4-5лет)этап творческого поиска ребенка, возможно, объединять детей имеющих способности в группы для дополнительных занятий;

-четвертый этап(5-6лет) ребёнок стремится к достижению положительного результата;

-пятый этап(6-7лет)само проявление одаренности,

Следующий период проявления одарённости (11 – 14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носит исследовательский характер.

Итоговый период проявления одарённости(15-20 лет). 
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.


Виды одарённости

Бессмысленно говорить «об одарённости вообще», поскольку возможна лишь одарённость к чему-либо, т. е к какой-либо деятельности. В соответствии с этим выделяется 2 вида одарённости:

Специальная, создающая возможность успеха в определенной деятельности. Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

Общая, которая обеспечивает успешность освоения широкого круга видов деятельности. Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.

Дети значительно различаются по уровню одарённости. Особая, исключительная одарённость – это одарённость, для выявления которой, как правило, не нужны ни тесты, ни специальные наблюдения. Эта одарённость видна невооружённым глазом.

Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе», в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения. Однако далеко не всегда одаренность обнаруживает себя столь явно.

Такие яркие способности не даются даром: именно эти дети чаще всего относятся к группе психологического риска. У них отмечаются серьёзные проблемы общения, часто повышенная эмоциональная возбудимость, гиперактивность.


Гораздо меньше проблем с одарёнными детьми, условно называемыми «высокая норма». Это тоже одарённые дети, но их одарённость носит более нормальный, обычный характер, у них меньше проблем в общении.

Указанные выше группы одарённых детей даже по внешнему виду резко отличаются друг от друга: особо одарённые дети часто меньше ростом и физически слабее своих сверстников, а дети из группы «высокой нормы» здоровее и выше своих сверстников.

Можно сказать: первые – талантливые изгои общества, а вторые – баловни судьбы, любимчики педагогов и общества в целом.

Существует несколько видов одарённости:

Интеллектуальная

Академическая

Художественная

Организаторская

Психомоторная (иначе - спортивная)

Интеллектуальная одарённость. Таких детей называют «светлыми головами» и «надеждой образовательного учреждения». Как правило, такие дети почти всегда вступают в конфликт с педагогами, оспаривают свою правоту, иногда конфликт перерастает в принципиальное несогласие педагога с ребёнком, и ребёнок либо замыкается в себе, либо попадает в разряд трудновоспитуемых.

Академическая одарённость. Дети этого вида одарённости, прежде всего, блестяще учатся. Академическая одарённость имеет свои подвиды: 1) дети с широкой способностью к обучению (легко осваивают любую деятельность, проявляют заметные успехи во всех сферах учебной деятельности) и 2) дети, у которых повышенные способности к усвоению знаний проявляются лишь в одной или нескольких близких областях деятельности (в точных науках или в гуманитарных).


Художественная одарённость. Этот вид одарённости, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности: в музыке, танце, живописи, сценической деятельности.

Организаторская, или лидерская, одарённость. Она характеризуется способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить ими; предполагает достаточно высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию.

Психомоторная, или спортивная, одарённость. Следует отметить: бытующее мнение о пониженных умственных способностях спортсменов не соответствует действительности. Дети со спортивной одарённостью далеко не всегда хорошо учатся. Это связано, прежде всего, с недостатком времени и соответствующего желания. Если у детей, увлекающихся спортом, создать соответствующую мотивацию, то они, как правило, могут превосходно учиться.

«Высокоодаренные дети требуют особого внимания родителей, воспитателей, учителей. Мы должны предоставить неординарным способностям этих детей пространство, сохранять в них игровое начало и развивать как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только тогда они смогут творчески реализовывать свою одаренность».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!