СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Организация игровой деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей «Организация игровой деятельности».

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Организация игровой деятельности».»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 «Родничок» г. Суоярви
















Консультация для воспитателей

«Организация игровой деятельности»











Подготовили воспитатели ДОУ

Гончарова Анна Гранитовна

Сиргиенко Наталья Дамировна











г. Суоярви, Суоярвский район

2020 г.

Современные исследования показывают, что игры недостаточно используются в воспитании и обучении дошкольника. В образовательном пространстве игра всё больше вытесняется занятиями. Дошкольников учат, учат и учат… . Забыв о том, что А.В.Запорожцев называл игру специфически детской деятельностью, а Л.С.Выготский считал игру «девятым валом» в развитии ребёнка (в игре он становится на голову выше себя). Без конца повторяют, что игра – ведущая деятельность дошкольника, забывая, что она именно потому ведущая, что в ней, как отмечал А.Н.Леонтьев, развиваются новые психические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения у младшего школьника стимула к учёбе.

Нет игры у дошкольника – нет интереса к учёбе у школьника. Эта истина известна всем, но на практике она игнорируется. И это понятно: хочется быстрее «выучить», показать родителям, что ребёнок уже «всё знает» и к школе готов. Дело доходит до того, что некоторые родители выступают против игр в дошкольном учреждении, считая их пустой тратой времени.

Происходит трансформация общественного мнения: отказ от игры в пользу учёбы. Более того, появляются призывы к тому, что и самой игре следует учить. Игра фактически сводится к игровым приёмам, «обыгрыванию» учебного материала, подчас используется как сплошное «поле» обучения.

Нет сомнений, знания нужны дошкольнику, и было бы ошибкой противопоставлять игру процессу получения жизненного опыта и знаний. Но дело в том, что именно игра выполняет в этом процессе наиважнейшую роль.

За всю историю человеческой цивилизации сложились многие виды игр. Каждый из них имеет своё значение для развитие психики и социальной адаптации ребёнка, а в целом они обеспечивают всестороннее развитие личности, создают предпосылки для её дальнейшего формирования в иных, неигровых формах деятельности. В игре развивается то, что будет нужно ребёнку и в его взрослой жизни. Приобретение социального опыта, представленного в богатейшем и разнообразнейшем содержании игр, даёт ребёнку возможность для более полной ориентировки в мире. Игра не является способом получения новых знаний, она служит для перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обогащения опыта ребёнка.

Итак, знание и игра не противоречат друг другу, а дополняют. Нет знаний – нет игры, нет игры – нет знаний.

У многих практических работников нет чёткого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. Существуют различные классификации детских игр.

Рассмотрим одну из них. (Приложение 1) Предлагаемая классификация игр выдвигает в качестве основы классификации категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры. Соответственно выделяется три класса игр.

Первый класс – Игры, возникающие по инициативе самих детей. К ним относятся самодеятельные игры экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами и самодеятельные сюжетные игры.

Второй класс – Игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр.

Третий класс – Традиционные или народные игры, возникшие в глубине этноса.

Все классы игр исторически связаны друг с другом. Наиболее древними являются игры – экспериментирования и примитивные символические сюжетные игры. За ними следуют архаические народные игры, на основе которых складывались обучающие и досуговые игры.

Ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребёнка. Игры других классов в основном обслуживают процессы обучения и воспитания.

Наблюдения за современными детьми показывают, что в их деятельности всё реже появляются игры, возникающие по инициативе ребёнка. Дети не умеют придумывать игру, не умеют развивать инициативу в игре, подчиняться правилам и самостоятельно контролировать подчинение правилам других участников игры. Это происходит потому, что исчезают сообщества детей, включающие в себя разные возраста (дворовые компании, многодетные семьи и т.д.). В таких сообществах умение играть передавалось от более старших детей к младшим. В наше время ребёнок растёт среди взрослых. А взрослым просто некогда с ним играть. Поэтому у детей теряется навык игровой деятельности. Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить ребёнка самостоятельно придумывать игру, развивать игровой сюжет, следить за соблюдением игровых правил.

Опираясь на рассмотренную классификацию, можно заметить, что каждый подвид игры развивается у ребёнка в определённом возрасте. Исследования Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой и Е.Е.Кравцовой также доказали, что игры развиваются в следующей последовательности:

  • Младший дошкольный возраст – режиссёрская игра (игра -манипуляция предметами)

  • Средний дошкольный возраст – ролевая игра (игра - диалог)

  • Старший дошкольный возраст – игра с правилами, режиссёрская игра (игра – фантазия, сюжетосложение)

Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе. Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры и игрушки), дающие опыт разнообразного использования объекта.

В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами игр должны стать помимо игрушек, предметы – заместители, так как задача педагога – научить детей отражать роль словесно, без опоры на реальный предмет.

В старшем дошкольном возрасте нужно организовать такое ролевое пространство для ролевых игр, ведущее место в котором занимают опорные сигнальные игрушки и предметы (необходимости в большом количестве атрибутов нет). Ребёнок старшего дошкольного возраста проявляет свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для неё среду, изменяя её в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры.

На шестом году жизни у детей развивается интерес к режиссёрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, лодочки, куколки и т.д.), но и разнообразные предметы (кусочек меха, ткань, брусок, шарик…), а также умение детей рисовать, фантазировать (игра – рисование, игра - фантазия).

Чтобы все эти умения успешно формировались у детей, необходимо создавать условия.

  • Формировать основания для детской игры: проводить беседы, диалоги с детьми, читать художественную литературу, проводить целевые прогулки и экскурсии, использовать технические средства обучения, проводить наблюдения за играми других детей, использовать музыкальный репертуар, составлять альбомы, книги по теме игры и т.д.

  • Содействовать становлению игрового опыта ребёнка: знакомить с атрибутами, предметами – заместителями и способами их использования, организовывать игровое пространство, отражать типичные черты роли, использовать игры – имитации, режиссёрские, конструктивные и подвижные игры, ручной труд, изодеятельность (самостоятельное изготовление атрибутов)

  • Развивать коммуникативные умения: проводить этические беседы, театрализованные игры, игры инсценировки, викторины «Угадай, расскажи, докажи» и др.

В заключение всего можно сказать, что каждый педагог должен стремиться к самораскрытию воспитанников в игре, к ориентации на его индивидуальные особенности, так как это является основой высокого качества реализации стандарта дошкольного образования.





Использованная литература:

1. // Дошкольное воспитание №5 2003г. с. 25

2. // Дошкольное воспитание №3 1997г. с. 84