СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Основные права детей"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический совет

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Основные права детей"»

Смоленское областное государственное бюджетное учреждение

«Сычевский социально-реабилитационный центр

для несовершеннолетних «ДРУЖБА»













Консультация для воспитателей

«Основные права ребенка»








Подготовила:

воспитатель Байкова Н.В.













2019 г.

Цель: способствовать изменению фокуса точки зрения участников на проблему нарушения прав ребенка, наглядно продемонстрировать социальные и эмоциональные связи, обеспечивающие необходимые условия для выживания и развития ребенка.

Задачи:
- ознакомление педагогов с правами ребенка;

- предупреждение насилия над детьми; 

- обучение педагогов положительным стратегиям воспитания детей.



Ход консультации:

Воспитатель: Жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Сегодня мы говорим о защите прав и достоинства ребенка. 

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

Благодаря праву человек получил возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на честь, на достоинство, на неприкосновенность личности, свободу совести, взглядов - необходимые условия гармоничного существования человека. Давайте теперь продолжим предложение «Ребенок это - ...» 
Анализ анкет «Права ребёнка».


Воспитатель: Сейчас я расскажу вам историю, составленную на основании фактов, имевших место быть (проводит тренинг «Девочка-семья». Определение основных прав ребенка).

Итак, жила-была девочка. Она росла очень счастливым ребенком. У нее были мама и папа, бабушка и дедушка и даже старший брат. У девочки была СЕМЬЯ (выводит участника, которому досталась карточка «СЕМЬЯ», и соединяет его нитью с «РЕБЕНКОМ»).

Все члены семьи девочку очень любили и заботились о ней, она узнала тогда, что такое настоящая ЛЮБОВЬ. (выводится участник с картой «ЛЮБОВЬ», протягивается вторая ниточка). Семья девочки была достаточно обеспеченной и жила в большом и светлом доме (выходит участник с картой «ДОМ», протягивается ниточка). Девочка училась в школе-гимназии, одной из лучших в их городе, она получала ОБРАЗОВАНИЕ. (выход следующего участника с карточкой «ОБРАЗОВАНИЕ», протягивается ниточка). Таким образом, соблюдаются ПРАВА маленького человека (выход участника с карточкой «ПРАВА», протягивается ниточка). Девочка с надеждой смотрела в будущее (выход участника с карточкой «НАДЕЖДА», протягивается ниточка). Но так уж случилось, что почти в один год отец и старший брат девочки погибли в автокатастрофе. Мама, не справившись с таким горем, начала сильно пить, а бабушка и дедушка, не перенеся бедствия, умерли один за другим. Так у девочки ни стало СЕМЬИ (воспитатель входит в круг и перерезает ножницами ниточку «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»). А вместе с родными ушла и ЛЮБОВЬ (разрезает нить «РЕБЕНОК» - «ЛЮБОВЬ»). У девочки не стало ДОМА (режет нить «РЕБЕНОК» - «ДОМ»), потому что мама продала его за долги. Девочка вместе с мамой оказалась на улице. Она перестала ходить в школу (обрывает нить «РЕБЕНОК» - «ОБРАЗОВАНИЕ»). Права девочки не соблюдались, потому что с ней рядом не было взрослых, которые бы о ней позаботились (разрезает нить «РЕБЕНОК» - «ПРАВА»). Только светлый лучик НАДЕЖДЫ едва теплился в ее душе (единственная нить, остается неразрезанной).

Время шло, и однажды девочку неравнодушные люди привели в семейный детский дом. Теперь она считает, что ей очень повезло. С ней рядом появился мужчина и женщина, которых она уже называет мамой и отцом, у нее есть братья и сестры (связывает нить «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»). Девочка чувствует, что ее любят (завязывает нить «РЕБЕНОК» - «СЕМЬЯ»). У нее снова появился ДОМ, где она чувствует себя уютно и комфортно (связывает нить «РЕБЕНОК» - «ДОМ»). Девочка снова начала УЧИТЬСЯ (связывает нить «РЕБЕНОК - «ОБРАЗОВАНИЕ»). Девочка снова могла сказать: «Я - человек, пусть пока маленький, но я имею ПРАВА (связывает нить« РЕБЕНОК» - «ПРАВА »). Как хорошо, что есть хорошие люди, и как важно не расставаться с надеждой. 

(Далее воспитатель просит группу поблагодарить участников действия и приглашает их вернуться на свои места).

Это очень печальная история одной девочки. Но она наверняка помогла каждому найти ответ на вопрос: какие же условия необходимы каждому ребенку для полноценной жизни и развития.

- О каких правах ребенка было упомянуто в упражнении? 
- Какие еще права прописаны в Конвенции ООН о правах ребенка? (отвечают те участники тренинга, которые не участвовали в упражнении).
Воспитатель: Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если у него не было заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон "Око за око, зуб за зуб".

О правах человека как такового начали задумываться в Древней Греции, где еще в седьмом веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много лет. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. 

Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка. А происходило это так. 

В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был, первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей в Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей… 

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 г. она и явилась первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка. 

В июне 1989 г. от побережья Бретани курсом Дакар – Фор –де – Франс –Нью –Йорк отошло трёхмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились ещё 15 юношей и девушек, а на островах Вест – Индии корабль принял на борт ещё одну группу молодёжи. 

Подростки представляли пять континентов, главным образом, южные районы планеты. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребёнка. 

В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью – Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось ещё в 1959 г. 

И с этого исторического момента о «Мировой конституции прав ребёнка», как её именуют публицисты, узнало всё прогрессивное человечество. 

Вспомним основные законы, в которых говорится о правах ребенка. 
Международные:
• 1923 г. – Женевская декларация прав ребенка ;
• 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.); 
• 1959 г. – Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 г.);
• 1989 г. – Конвенция о правах ребёнка; 
• 1990 г. – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. 
Нормативные документы федерального уровня: 
• Конституция РФ; 
• Гражданский кодекс; 
• Уголовный кодекс РФ;
• Семейный кодекс РФ; 
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Закон РФ «Об образовании».

Вспомним правовые даты в календаре:
• 21 век - Век ребёнка
• 1 июня - Международный день защиты детей
• 4 июня – Международный день детей – жертв агрессии
• 4 ноября - День народного единства
• 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
• 10 декабря День прав человека
• 12 декабря – День Конституции РФ. 

(Воспитатель организует практическую работу педагогов по документам).
Из каких частей состоит Конвенция о правах ребенка? (из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей). 
Конвенция признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества. 

Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право участвовать в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. 

Кто несет ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка? (В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27)). 
Какие требования определены к образовательному процессу? (В Конвенции о правах ребенка выдвинуты требования к образовательному процессу (статья 29):

а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; 
б) воспитание уважения к правам человека; 
в) воспитание уважения к родителям ребенка, к его культурной самобытности, языку, национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает; 
г) подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими и религиозными группами; 
д) воспитание уважения к окружающей природе).

И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42).
Права ребенка можно объединить в следующие группы:
1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей). 
2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг). 
3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов). 

В дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для него выступают взрослые.

Правовое воспитание – процесс формирования правовой культуры и правового поведения, т.е. активного и сознательного соблюдения норм нравственности, формирования умения взаимодействовать с другими людьми, строить свои взаимоотношения на уровне доброжелательности и уважения не зависимо от ситуации. 

Этапы правового воспитания детей:

I этап (младший дошкольный возраст) – обучение детей нормам поведения в коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми. 

II этап (средний дошкольный возраст) – продолжение работы по развитию коммуникативных способностей детей; формирование нравственных норм поведения, умения оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные. 

III этап (старший дошкольный возраст) – формирование нравственно-правовой культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право». 

Детям старшего дошкольного возраста становятся доступны для понимания основные права:

1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей). 
2. Права ребенка на развитие (право на образование, полноценное развитие в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями, право на отдых, досуг).

3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые права детей-инвалидов). 

Правовое воспитание в детском саду тесно переплетается с нравственным воспитанием, с целенаправленным процессом приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. 

Поэтому вполне можно считать, что правовое воспитание в детском саду осуществляется в процессе нравственного воспитания и неотделимо от него. 
Задачи нравственного воспитания: 

- формирование представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

- воспитание гуманных чувств и отношений, коллективизма, дружеских взаимоотношений, культуры поведения, дисциплинированности, трудолюбия, патриотизма, толерантного отношения к людям разных национальностей. 
Основные направления нравственного и правового воспитания дошкольников.
1- Воспитание гуманных чувств и отношений. Гуманизм – это стержень и показатель нравственной воспитанности человека, характер его отношения к людям, к природе, к самому себе (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброта). В основе лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя.

2- Воспитание коллективизма. Коллективистическая направленность поведения ребенка – это стремление к другим людям, осознание возможности реализовать среди них свои интересы, способность отказаться на какое-то время от личных устремлений ради признания сверстниками. Это интегральное качество личности, проявляющееся в доброжелательности, отзывчивости, сопереживании, сдержанности, ответственности перед группой сверстников. 

3- Воспитание коллективизма. Дружеские взаимоотношения детей – это определенная форма общения, имеющая моральную направленность, регулируемая доступными для ребенка нормами, правилами поведения. Эти отношения характеризуются содержательными взаимосвязями между отдельными детьми (избирательная парная дружба), а также между всеми детьми группы. 

4- Воспитание культуры поведения. Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

Условия правового (нравственного) воспитания:

• моральный облик педагога. У педагога должна быть развита эмпатия – эмоциональная отзывчивость на переживания ребенка, чуткость;

личностные качества: педагогический такт, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм, педагогическая рефлексия; педагог должен обладать высоким общекультурным уровнем, заниматься искусством; 

• средствами воспитания являются: художественные средства (ознакомление с художественной литературой, изо-деятельностью, музыкой); природа (знания о природе вызывают желание заботиться о растениях и животных); собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность – это практика нравственного поведения); окружающая ребенка обстановка (атмосфера должна быть пропитана доброжелательностью, любовью); 

• организация развивающей предметно-пространственной среды: уголок правовых знаний, уголок нравственно-патриотического воспитания, уголок; семьи;
• организация совместной деятельности детей и взрослых:

- игры (словесные, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, музыкальные);

- Создание проблемных ситуаций;

- Использование игровых ситуаций;

- Моделирование и анализ ситуации;

- Тематическое рисование;

- Беседы и др.

Задание для педагогов: перед вами лежат сказки, выберете те из них, где упоминается о правах человека. Объясните это право.
Воспитатель: Я благодарю вас за работу, активное участие. Закончить нашу встречу, я хотела бы притчей:

Жил мальчик с ужасным характером. Однажды отец дал ему мешок гвоздей и велел по одному забивать их в забор каждый раз, когда мальчик теряет терпение и с кем-то ссорится. В первый день он забил 37 гвоздей. Впоследствии научился контролировать себя, и количество гвоздей ежедневно уменьшалось. Мальчик понял, что легче овладевать своими эмоциями, чем забивать гвозди. Наконец настал день, когда он не забил ни одного гвоздя. Сын подошел к отцу и сказал об этом. Тогда отец велел сыну извлекать из забора по одному гвоздю в те дни, когда он не потеряет самоконтроля и ни с кем не поругается. Шло время, и впоследствии сын смог похвастаться отцу, что в заборе не осталось ни одного гвоздя. Отец ответил: «Ты хорошо себя ведешь, но посмотри, сколько дырок осталось. Забор уже никогда не будет таким, как прежде».

Если вы с кем-то ссоритесь и говорите что-то неприятное, то оставляете после себя такие же раны, как эти дыры от гвоздей в заборе. Даже, несмотря на то, что вы много раз потом просите прощения.

Словесные раны наносят такую же боль, как и физическая. Не оставляйте на своем пути дыр! Не забивайте гвоздей вражды, непонимания, жестокости в души людей! Будьте толерантными!

Рекомендации: продолжать обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы по правовому воспитанию. Познакомить родителей с памяткой "Взаимодействие с детьми без насилия и агрессии" Благодарю за внимание.






















Анкета для воспитателей

1. Какие международные документы о правах ребенка вам известны?



2. Считаете ли вы необходимым защищать права и достоинства ребенка в нашей стране?


3. Если «Да», то какие права ребенка нарушаются?



4. Соблюдение, каких прав ребенка обязано взять на себя наше учреждение?




5. Какие права ребенка чаще всего нарушаются в семьях детей вашей группы?



6. Что вы понимаете под правовым воспитанием детей?




7. Следует ли подключать родителей к правовому воспитанию детей?


8. С какого возраста целесообразно приобщать ребенка к правовой культуре общества, в частности к осознанию прав человека, в том числе собственных?



9. Имеете ли вы опыт воспитания с учетом прав человека?


10. Какие средства и методы следует использовать, формируя у детей представления о правах человека?




11. Хотите ли вы повысить уровень своих знаний о правовом воспитании детей?