СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания современных дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Особенности патриотического воспитания современных дошкольников"»

Особенности патриотического воспитания современных дошкольников


Знакомство дошкольников с родным городом заведомо является нелёгкой задачей, поскольку детям в силу психофизиологического несовершенства механизмов восприятия тяжело даётся представление его устройства и истории возникновения. Поэтому работа проводится поэтапно: от чего-то более близкого – семья, детский сад, микрорайон, к более сложному и незнакомому – город, страна [5].

Базой для формирования у детей старшего дошкольного возраста социального опыта, людям является работа по ознакомлению с традициями семей подопечных. В ходе данного процесса у ребёнка постепенно складывается образ его собственного дома с личным укладом и стилем взаимоотношений. Именно это ощущение «родительского дома» закладывается в основу любви к Родине.

В современные методические пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с внешним миром по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, которые посвящены знакомству старших дошкольников с историей своей семьи. Перечислим лишь наиболее известные из них: программа ознакомления с социальным миром «Я – человек» С.  А.  Козловой, программа приобщения к традиционной отечественной культуре «Наследие» М. Ю. Новицкой, Е. В. Соловьевой, технология «Открой себя» Е. В. Рылеевой [4].

Абсолютное большинство педагогов, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста, так же воспринимают данный вид деятельности как важнейшее средство нравственно-патриотического воспитания.

Представляется возможным использование форм организации совместной работы педагогов и родителей, к примеру:

  1. выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых семейных занятиях и увлечениях всей семьи;

  2. её традициях;

  3. совместные праздники, семейные встречи.

Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Ярким событием станут совместные с родителями походы, во время которых дети не только имеют возможность познакомиться местностью, в которой расположен микрорайон, но и вместе с родителями любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины. При отборе материала необходимо учитывать, чем именно неповторимы данный край, область или даже небольшая деревня. Отбор соответствующего материала позволят формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край: историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми [5].

Объём информации, которая предлагается детям в каждом возрасте не является одинаковым.

По общепринятым нормам, четырёхлетний ребенок должен знать название улицы, где находится дом и детский сад. Внимание детей более старшего возраста необходимо привлечь к объектам, расположенным на близлежащих улицах, например:

  1. школа;

  2. кинотеатр;

  3. почта;

  4. аптека и т.д.

Основными целями является рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Проведение целевых экскурсий в такие места, как: магазин, школа, библиотека, почта, стадион помогают детям старшего дошкольного возраста познакомиться с функциональным устройством различных учреждений микрорайона, закладывают базис для формирования т у дошкольников качественного представления о разнообразных человеческих нуждах и о том, кто и как заботится о населении посёлка [6].

В первую очередь, при ознакомлении с историей малой Родины, должна быть организована поисковая деятельность: то есть, воспитанники могут расспросить своих родителей, либо дедушек и бабушек об истории названия микрорайона и улицы, на которой они проживают. Взрослые рассказывают ребятам о знаменитостях микрорайона, чтобы позже, на специальных занятиях, дети смогли обменяться полученной информацией, а также предложить собственные версии об истории некоторых названий.

Изучение документов и фотографий, которые представлены в музее детского сада, благоприятно способствует уточнению и дополнению знаний старших дошкольников. Как результат, наблюдается рост познавательного интереса к истории микрорайона, чувство уважения к именитым землякам [3].

Формы взаимодействия с родителями на данном этапе могут быть следующими:

  1. совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие;

  2. макет улицы, составленный из макетов домов детей;

  3. совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчёта о прогулке;

  4. тематические родительские собрания и т.д.

Также, с неподдельным интересом может быть составлена схема микрорайона, на которой ребёнок при помощи взрослых изображает безопасную дорогу из дома в детский сад. В свою очередь, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, интересные объекты. Причём, дети в ходе данного процесса запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, установленные правила безопасного поведения на улице [4].

Границы объектов, с которыми знакомят детей старшего дошкольного возраста должен постепенно расширяться – это район и город в целом и его достопримечательности в частности. Воспитателям и родителям следует в доступной форме объяснить детям, в честь кого были воздвигнуты вышеназванные объекты.

Так, старший дошкольник должен чётко знать название своего города, своей улицы и прилегающих к ней, а также в честь какой историческое личности они названы. Ему объясняют, в понятной форме, что абсолютного у каждого человека есть родной дом и город, где он был рождён и проживает. Помочь в этом могут экскурсии по городу, выезды на природу. Немаловажными являются и наблюдения за трудом взрослых людей, где к ребёнку приходит осознание объединяющей и всеобъемлющей роли труда, слаженности процесса, взаимопомощи, знания своего дела. В контексте этого огромное значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края и его умельцами. Особую ценность имеет участие родителей и других близких родственниках в этих экскурсиях, что придаёт знаниям о родном городе уникальность и непосредственность [6].

Помимо прочего, на данном этапе нравственно-патриотического воспитания представляется возможным проведение семейных викторин и конкурсов, предметом которых выступит знание истории родного города, его основных достопримечательностей, памятников, а также происхождения названий улиц и площадей.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример близких людей. На примере конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям старшего дошкольного возраста такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т.д.

ВЫВОДЫ Итак, рассмотрев первую главу, мы изучили психолого-педагогические основы патриотического воспитания, проведённый нами в ходе данного исследования обзор методической и психолого-педагогической литературы, посвящённой изучаемой проблеме, доказал, что её корни уходят глубоко в советскую педагогику, в которой над этими вопросами работали в контексте интернационального, нравственно-патриотического и гражданского воспитания такие учёные, как: В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н.  А.  Добролюбов и др.

В ходе выявления основных проблем развития представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста, отмечено, что в исследованиях педагогов и психологов наибольшее внимание уделяется патриотизму в качестве средства развития представлений о родном городе. Это связано с тем, что в наше время, как правило, дети дошкольного возраста страдают от недостатка необходимых знаний о родном городе (стране), особенностях и культуре исконно русских традиций, индифферентно относятся как к близким, так и к незнакомым людям. Родители детей не имеют соответствующих представлений о целях и задачах патриотического воспитания, которое не представляется возможным воспитать при отсутствии сотрудничества детского сада и семьи. Так же были рассмотрены особенности патриотического воспитания современных дошкольников, знакомство дошкольников с родным городом заведомо является нелёгкой задачей, поскольку детям тяжело даётся представление его устройства и истории возникновения. Работа проводится поэтапно: от чего-то более близкого – семья, детский сад, микрорайон, к более сложному и незнакомому – город, страна.

При ознакомлении с историей малой Родины, должна быть организована поисковая деятельность: то есть, воспитанники могут расспросить своих родителей, либо дедушек и бабушек об истории названия микрорайона и улицы, на которой они проживают. Взрослые рассказывают ребятам о знаменитостях микрорайона, чтобы позже, на специальных занятиях, дети смогли обменяться полученной информацией, а также предложить собственные версии об истории некоторых названий, дошкольник должен чётко знать название своего города, своей улицы и прилегающих к ней, а также в честь какой историческое личности они названы. Ему объясняют, в понятной форме, что абсолютного у каждого человека есть родной дом и город, где он был рождён и проживает. Помочь в этом могут экскурсии по городу, выезды на природу. Немаловажными являются и наблюдения за трудом взрослых людей, где к ребёнку приходит осознание объединяющей и всеобъемлющей роли труда, слаженности процесса, взаимопомощи, знания своего дела.

Список использованных источников:

  1. Александрова, Е. Ю. Знакомим дошкольников с родным городом. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 112 с.

  2. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. – 2005. –№ 1. – С.16–24.

  3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.  И.  Оверчук. – Москва : 2004. – 56с.

  4. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – Москва : АСТ Харвест, 2014. – 736 с.

  5. Коваленко, О. В. Патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с «Малой Родиной» // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2013. - № 2. – С. 123-125.

  6. Пантелеева, Н. Г. Воспитание любви к истории края у старших дошкольников / Современное дошкольное образование. – 2013. – №2. – С.64-69.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!