СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей " Приобщение детей к художественной литературе через различные виды деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей " Приобщение детей к художественной литературе через различные виды деятельности"»

Приобщение к художественной литературе дошкольников через различные виды деятельности

К сожалению, сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Люди перестают читать, интерес, как к отечественной, так и к зарубежной литературе падает. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание работать с ней : ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли.

Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль во всестороннем развитии ребёнка: «открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи».

Таким образом, проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя» особенно актуальна в современном обществе.

Основной задачей «Приобщение к художественной литературе» осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности с детьми. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, в организованную образовательную деятельность.

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Поэтому, при ознакомлении с художественной литературой используются разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и приемы литературного развития детей, с помощью которых у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.

Важное условие успешной педагогической работы – сопровождение чтения игровыми приемами. Дети способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого педагога.

Начинать знакомство с новой художественной литературой лучше всего с показа книги и ярких цветных иллюстраций в ней.

Уже в дошкольном возрасте дети учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по картинкам: «О ком (о чем?) эта сказка? Кто (что) это? и т. п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с подгруппой детей, когда каждый ребенок имеет возможность включиться в беседу и тщательно рассмотреть книгу.

После прочтения литературного произведения необходимо провести беседу, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмысленно.

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь дошкольников на основе формирования у них конкретных представлений и понятий.

Прежде чем начать работу по ознакомлению с художественной литературой : в первую очередь нужно обязательно прове6сти анкетирование родителей старшего дошкольного возраста.

Для успешного осуществления работы по ознакомлению с художественной литературой в группе должны создаваться следующие условия.

Оборудование книжного уголка и организация работы :

-Могут проводиться различные выставки, посвящённые творчеству детских писателей и художников-иллюстраторов детских книг, которые побуждают интерес к книге, желание послушать ещё раз любимое произведение.

Работа в группе должна проводится с учётом лексических тем, поэтому книги в книжных уголках располагаются по темам:«Времена года»,«Животные»,«Птицы»,«Профессии»,«Транспорт», и т. д.

Для обогащения библиотеки в группе можно провести акцию "Книга-в подарок»", в которой родители воспитанников могли бы принять активное участие.

Разговаривая с родителями о детских книгах, о её ценности для каждого человека можно организовать консультации для родителей: «Рекомендуем почитать вашим детям», «Умные книжки – умным детишкам», « Научите ребенка любить книгу".«Роль книги в воспитании ребёнка»

Свои впечатления от знакомства с творчеством писателей и поэтов воспитанники могут отражать в художественно – продуктивной деятельности.

Выставка детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Своё отношение к сказкам, рассказам, стихам дети могут выразить в:

- рисовании на темы: «Мой любимый герой сказок», «девочка чумазая», «Царство золотой рыбки», «По дорогам сказок А. Пушкина»;

- в лепке на темы: «Герои произведений Чуковского», « «Конёк-горбунок», «Что нам Осень принесла», «Герой любимой книги»;

- в аппликации: «Царевна лягушка», «Герои сказок А. Толстого

- в конструировании из бумаги и природного материала: «Золотая рыбка». «ежик»

В нашей группе существует традиция – так называемая «минутка чтения»;

Ежедневно планируем время для обсуждения прочитанного, для разговора о любимых книгах. Считаем, что такие беседы направляют и развивают читательские интересы детей, помогают понять мотивы поведения героев произведения.

С творчеством детских писателей нужно знакомить детей не только во время проведения непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении совместной деятельности. Например, работая по теме «Овощи» и «Фрукты», можно обратиться к творчеству В. Сутеева (сказка «Мешок яблок»); работая над темой «Дикие и домашние животные» - к творчеству Е. Чарушина, как писателя и как художника-иллюстратора.

Дети нашей и также других групп , не записаны в библиотеки. Поэтому можно организовать «виртуальную» экскурсия в библиотеку.

-Заучиванию стихотворений наизусть (в полном объёме или отрывка стихотворного произведения;

-Проводить  «Вечера загадок»;

-Дидактические игры (ребусы, кроссворды и т. д.);

-Литературно- словесные, дидактические, настольно-печатные, творческие игры;

сюжетно-ролевая игры: «Библиотека», «Книжный магазин»; «Театр», «Концерт».

-Рассматривание с детьми книг разных изданий одного автора, иллюстраций разных художников к одному произведению, портретов писателей и поэтов;


-Литературные викторины по художественным произведениям : «Из какой сказки гость?»  (или «Назови автора»). ‘’Угадай, о чем книга‘’

Так же необходимо отметить работу по отбору книг для ремонта:

"Книжкина больница" - цель привить детям бережное отношение к книге.

Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).

Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому.

Можно предложить родителям приняли участие в изготовлении книг «Книжки-малышки», где бы они выступали в роли иллюстраторов, проявляя при этом творчество и фантазию.

При ознакомлении детей с художественной литературой нужно знакомить их с разными жанрами художественных произведений : рассказами, сказками, стихотворениями, баснями.

Чтение литературного произведения можно совмещать с рассматриванием репродукций картин известных живописцев. Например, слушая стихи об осени А. Пушкина, дети сравнивают их с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень». Выражают свои впечатления в образном слове, начинают понимать и воспроизводить образность языка стихотворений.

А, составляя описательный рассказ по пейзажной картине И. Шишкина«Зима», можно познакомиться с пьесой А. Вивальди «Зима».

Рассматривая репродукцию картины И. Левитана «Март» можно прочитать ребятам стихи о весне Е. Баратынского и Ф. Тютчева.

Также широко используются художественные произведения в организации детской познавательно-исследовательской деятельности.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знакомство детей с произведениями художественной литературы, служит базовой основой познавательно-исследовательской деятельности.

В работе с детьми например мы  используем сказки и рассказы, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, которые являются эффективным педагогическим средством.

Например через сказку «Цветик-семицветик» мы сделали вывод ,что разбив вазу не обязательно загадывать желание ее восстановить, можно сделать красивую вазу и другие предметы, используя пластиковые бутылки.

 Читая рассказы В. Бианки «Кто сыт, тому голод не страшен», М. Пришвин «Птицы под снегом», воспитанники знакомятся с жизнью зимующих птиц.

Положительное отношение к книге, воспитанное в дошкольном возрасте, ознакомление с творчеством детских писателей станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.

А закончить своё выступление я хочу словами народной мудрости «Испокон века книга растит человека».















Художественная литература подобрана по следующим направлениям:



1. «Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).

Сказки: «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена, «Вершки и корешки» русская народная, «Сказка о том, почему помидор стал красным» Е. Фартутдинова,«Огурцы» Н. Носов, «Хитрый огурчик» Я. Пинясов идр.



«Неживая природа» (воздух, вода, почва и др.).

Сказки: «Мойдодыр» К. Чуковского, «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена,«Снегурочка» Александра Островского,



3. «Физические явления» (свет, звук, магнетизм и др.).

Сказки: «Рукотворный мир» (материалы и их свойства).

Сказки: «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Пузырь, соломинка и лапоть» В. Бианки, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золотой ключик или Приключения Буратино» Алексея Толстого, «Колобок» русская народная,