Приобщение к художественной литературе дошкольников через различные виды деятельности
К сожалению, сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Люди перестают читать, интерес, как к отечественной, так и к зарубежной литературе падает. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание работать с ней : ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли.
Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль во всестороннем развитии ребёнка: «открывает и объясняет жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи».
Таким образом, проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя» особенно актуальна в современном обществе.
Основной задачей «Приобщение к художественной литературе» осуществляется в организованных педагогом совместных видах деятельности с детьми. Литературные произведения и их фрагменты включаются в режимные моменты, в организованную образовательную деятельность.
Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Поэтому, при ознакомлении с художественной литературой используются разнообразные традиционные и нетрадиционные методы и приемы литературного развития детей, с помощью которых у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
Важное условие успешной педагогической работы – сопровождение чтения игровыми приемами. Дети способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого педагога.
Начинать знакомство с новой художественной литературой лучше всего с показа книги и ярких цветных иллюстраций в ней.
Уже в дошкольном возрасте дети учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по картинкам: «О ком (о чем?) эта сказка? Кто (что) это? и т. п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с подгруппой детей, когда каждый ребенок имеет возможность включиться в беседу и тщательно рассмотреть книгу.
После прочтения литературного произведения необходимо провести беседу, так как любое произведение искусства становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмысленно.
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь дошкольников на основе формирования у них конкретных представлений и понятий.
Прежде чем начать работу по ознакомлению с художественной литературой : в первую очередь нужно обязательно прове6сти анкетирование родителей старшего дошкольного возраста.
Для успешного осуществления работы по ознакомлению с художественной литературой в группе должны создаваться следующие условия.
Оборудование книжного уголка и организация работы :
-Могут проводиться различные выставки, посвящённые творчеству детских писателей и художников-иллюстраторов детских книг, которые побуждают интерес к книге, желание послушать ещё раз любимое произведение.
Работа в группе должна проводится с учётом лексических тем, поэтому книги в книжных уголках располагаются по темам:«Времена года»,«Животные»,«Птицы»,«Профессии»,«Транспорт», и т. д.
Для обогащения библиотеки в группе можно провести акцию "Книга-в подарок»", в которой родители воспитанников могли бы принять активное участие.
Разговаривая с родителями о детских книгах, о её ценности для каждого человека можно организовать консультации для родителей: «Рекомендуем почитать вашим детям», «Умные книжки – умным детишкам», « Научите ребенка любить книгу".«Роль книги в воспитании ребёнка»
Свои впечатления от знакомства с творчеством писателей и поэтов воспитанники могут отражать в художественно – продуктивной деятельности.
Выставка детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Своё отношение к сказкам, рассказам, стихам дети могут выразить в:
- рисовании на темы: «Мой любимый герой сказок», «девочка чумазая», «Царство золотой рыбки», «По дорогам сказок А. Пушкина»;
- в лепке на темы: «Герои произведений Чуковского», « «Конёк-горбунок», «Что нам Осень принесла», «Герой любимой книги»;
- в аппликации: «Царевна лягушка», «Герои сказок А. Толстого
- в конструировании из бумаги и природного материала: «Золотая рыбка». «ежик»
В нашей группе существует традиция – так называемая «минутка чтения»;
Ежедневно планируем время для обсуждения прочитанного, для разговора о любимых книгах. Считаем, что такие беседы направляют и развивают читательские интересы детей, помогают понять мотивы поведения героев произведения.
С творчеством детских писателей нужно знакомить детей не только во время проведения непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении совместной деятельности. Например, работая по теме «Овощи» и «Фрукты», можно обратиться к творчеству В. Сутеева (сказка «Мешок яблок»); работая над темой «Дикие и домашние животные» - к творчеству Е. Чарушина, как писателя и как художника-иллюстратора.
Дети нашей и также других групп , не записаны в библиотеки. Поэтому можно организовать «виртуальную» экскурсия в библиотеку.
-Заучиванию стихотворений наизусть (в полном объёме или отрывка стихотворного произведения;
-Проводить «Вечера загадок»;
-Дидактические игры (ребусы, кроссворды и т. д.);
-Литературно- словесные, дидактические, настольно-печатные, творческие игры;
сюжетно-ролевая игры: «Библиотека», «Книжный магазин»; «Театр», «Концерт».
-Рассматривание с детьми книг разных изданий одного автора, иллюстраций разных художников к одному произведению, портретов писателей и поэтов;
-Литературные викторины по художественным произведениям : «Из какой сказки гость?» (или «Назови автора»). ‘’Угадай, о чем книга‘’
Так же необходимо отметить работу по отбору книг для ремонта:
"Книжкина больница" - цель привить детям бережное отношение к книге.
Театрализованная деятельность (пальчиковый, настольный, кукольный театр, игры – драматизации).
Следующая форма работы - создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями. Одно дело - прочитать книгу, и совсем другое - сделать ее самому.
Можно предложить родителям приняли участие в изготовлении книг «Книжки-малышки», где бы они выступали в роли иллюстраторов, проявляя при этом творчество и фантазию.
При ознакомлении детей с художественной литературой нужно знакомить их с разными жанрами художественных произведений : рассказами, сказками, стихотворениями, баснями.
Чтение литературного произведения можно совмещать с рассматриванием репродукций картин известных живописцев. Например, слушая стихи об осени А. Пушкина, дети сравнивают их с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень». Выражают свои впечатления в образном слове, начинают понимать и воспроизводить образность языка стихотворений.
А, составляя описательный рассказ по пейзажной картине И. Шишкина«Зима», можно познакомиться с пьесой А. Вивальди «Зима».
Рассматривая репродукцию картины И. Левитана «Март» можно прочитать ребятам стихи о весне Е. Баратынского и Ф. Тютчева.
Также широко используются художественные произведения в организации детской познавательно-исследовательской деятельности.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Знакомство детей с произведениями художественной литературы, служит базовой основой познавательно-исследовательской деятельности.
В работе с детьми например мы используем сказки и рассказы, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, которые являются эффективным педагогическим средством.
Например через сказку «Цветик-семицветик» мы сделали вывод ,что разбив вазу не обязательно загадывать желание ее восстановить, можно сделать красивую вазу и другие предметы, используя пластиковые бутылки.
Читая рассказы В. Бианки «Кто сыт, тому голод не страшен», М. Пришвин «Птицы под снегом», воспитанники знакомятся с жизнью зимующих птиц.
Положительное отношение к книге, воспитанное в дошкольном возрасте, ознакомление с творчеством детских писателей станет фундаментом успешного обучения ребенка в школе. И книга станет добрым другом, советчиком и помощником ребенка на протяжении всей жизни.
А закончить своё выступление я хочу словами народной мудрости «Испокон века книга растит человека».
Художественная литература подобрана по следующим направлениям:
1. «Живая природа» (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.).
Сказки: «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена, «Вершки и корешки» русская народная, «Сказка о том, почему помидор стал красным» Е. Фартутдинова,«Огурцы» Н. Носов, «Хитрый огурчик» Я. Пинясов идр.
«Неживая природа» (воздух, вода, почва и др.).
Сказки: «Мойдодыр» К. Чуковского, «Дюймовочка» Г. Х. Андерсена,«Снегурочка» Александра Островского,
3. «Физические явления» (свет, звук, магнетизм и др.).
Сказки: «Рукотворный мир» (материалы и их свойства).
Сказки: «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки, «Пузырь, соломинка и лапоть» В. Бианки, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Золотой ключик или Приключения Буратино» Алексея Толстого, «Колобок» русская народная,