СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей " Речь педагога пример для детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей " Речь педагога пример для детей"»










Деловая игра «Речь педагога — пример

для детей».






Воспитатель :

Усеинова Э.Р.

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Я приглашаю Вас на деловую игру. Но прежде нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, в конце игры подведут итог: насколько методически педагоги подготовлены в области речевого развития дошкольников.

«Разминка»

Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.)

Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (воспитание, социальная и природная среда, наследственность).

Какие бывают формы взаимодействия семьи и ДОУ? (коллективная, индивидуальная, наглядно-информационная).

Что должно предусматриваться в структуре непосредственно-образовательной деятельности для снятия умственного и физического напряжения? (физминутки: пальчиковая гимнастика, динамические словесные упражнения).

«Говори правильно»


1 задание:

Прочитать скороговорку четко, без запинки, в быстром темпе.


Варя на проталинке промочила валенки.

Валенки у Вареньки сохнут на завалинке.

Девчонка везла на возу,

Козленка, козла и козу.


Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски,

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать,

Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.


Утащил у нас щенок . Щетку в дальний уголок

Чтобы щетку потрепать. И щетинки пощипать.

Из окошка видит Вова:

Подошла к пруду корова.

И нахмурил брови Вова,

Глаз не сводит он с пруда:

Выпьет воду всю корова-

Где купаться мне тогда?


Ехал Грека через реку. Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку – цап.



Дятел, дятел - наш приятель

Дуб долбит, как долотом.

Помоги нам, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.



Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.




Не жалела мама мыла,

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыло не любила,

Но не ныла Мила.

Мила - молодчина!



2 задание:


Прочитать четверостишие в заданном эмоциональном состоянии (грустно раскачиваясь, весело прыгая, плаксивым голосом, громко смеясь, грубым голосом, «писклявым» голосом).


Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости


Солнышко-колоколнышко .

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!


Дед хотел уху сварить, дед пошел ершей ловить,

А за дедом кот Лаврентий, за котом петух Терентий.

Тащат удочки вдоль по улочке.

Деду одному невмочь, надо старому помочь.


Жил на свете человек, скрюченные ножки,

И гулял он целый век по скрюченной дорожке

А за скрюченной рекой, в скрюченном домишке,

Жили летом и зимой скрюченные мышки.


Конкурс: «Знатоки русской речи».



Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя. Проведем конкурс «Знатоки русской речи».

(Я вам раздам бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т.к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие).

Задание 3: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный. Нужно выбрать правильный ответ и подчеркнуть его.

  1. бАнты – бантЫ

  2. бАловаться –баловАться

  3. врУчит – вручИт

  4. грУшевый грушЁвый

  5. дОбыча - добЫча

  6. дОсуг досУг

  7. диспАнсер – диспансЕр

  8. жАлюзи – жалюзИ

  9. запломбИровать – запломбировАть

10.кладОвая – кладовАя 11.красИвее – красивЕе

12.киломЕтр -килОметр

13.нАчать – начАть

14.новорОжденный – новорождЁнный

15.облЕгчить – облегчИть

16.Оптовый - оптОвый 17.обеспЕчение – обеспечЕние 18.премИровать – премировАть 19.принУдить – принудИть 20.пОнял – понЯл

21.повтОришь – повторИшь 22.предложИть - предлОжить 23.слИвовый – сливОвый 24.стАтуя -статУя

25.тОрты – тортЫ 26.тУфля – туфлЯ 27.нет вОлка - волкА 28.нет гУся -гусЯ

29.углУбленное изучение – углублЁнное

30.фенОмен - феномЕн

31.хАос – хаОс



Шкала оценки уровня культуры речи педагога: 0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи; 3 – 6 ошибок – удовлетворительный;

7 – 10 ошибок – низкий; Говорите правильно!

Раздаются бонусы.

Задание 4: вспомните пословицы, в которых встречаются слова «речь» и

«слово»

Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.

Слово — серебро, молчание — золото.

Слова хороши, если они коротки.

Где слова редки, там они вес имеют.

Человеческое слово стрелы острее.

Ветер горы разрушает, слово народы поднимает.

На великое дело – великое слово.

Ласковое слово и кость ломит.

Каждому слову свое место.

Острое словечко колет сердечко.

Слово горы ворочает.

Доброе слово и кошечке приятно.

Будь своему слову хозяин. Речи слышим, а сердца не видим.

Красна речь с притчею (с поговоркой).

Речи королевские, а дела нищенские.

Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь.

Одет просто, а на языке речей со сто.

Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить!

Умную речь хорошо и слушать.

Площадная речь, что виноватого надобно сечь.

Одна речь не пословица.

Пень не околица, глупая речь не пословица.

Не верь чужим речам, верь своим очам!



Раздаются бонусы.



Задание 5:

Э или Е

Произнесите правильно предлагаемые вами слова (работаем по цепочке):

дельта, купе, модерн, супермен, теннис, фрейлина, пюре(Э) газета, квартет, пионер, рекорд, рейс, секрет, фанера (Е) артезианская, декан, конгресс, крем, сонет (Е и Э)

Раздаются бонусы

Итог: Однажды к древнегреческому философу и мудрецу Сократу привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение. Но пришедший все время молчал. Сократ воскликнул: «Заговори, чтоб я тебя увидел!» Ведь очень часто первые впечатления о человеке складываются у нас под влиянием его голоса. Голос — это зеркало человека, могущественное средство воздействия. Тон голоса имеет исключительную роль в устной речи, особенно в работе с детьми.







Памятка для педагогов

«Грамматически правильная речь воспитателя»

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Традицией в детском саду должны стать негромкая речь, правильный тон обращения к детям, отсутствие жаргонных, бранных слов, подчеркнутая вежливость в обращении друг к другу.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Речь воспитателя оценивается с трех сторон: содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям), безупречная правильность формы (как говорит), возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, может ли убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым – родителям, коллегам).

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах (порт – порты, торт – торты, крем – кремы, инженер – инженеры).

Орфоэпические нормы.

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.

1.Гласные буквы , находящиеся под ударением , всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука о в таких словах: молодость( произносится как молодость слабый, неясный звук, произносимый как средний звук между а и ы, условно обозначается з н а к о м ъ) д о г о в о р ( п р о и з н о с и т с я , : бъгавор); сороконожка ( произносится: съръканожкъ).

2.Безударные гласные а и о в произношении ослабевают ( звук о заменяется и произносится как звук а или как средний звук между а и ы : вада (вада), акно (окно), мълако ( молоко), почтъ (почта), облъкъ , (облако).

Гласные звуки у, ю, ы, и в некоторых случаях звук и в без ударном положении не изменяются ( утуг, юла. рыбак. экзамен, игра).

3.Звуки е и я в безударном положении произносятся как короткий средний звук между е и и (условно обозначается знаками е/и, и/е: ве/и/сна (весна), те/и/ле/и/фон (телефон), е/и/гнёнок (ягнёнок), ли/е/лягушка (лягушка).

Звонкий согласный в конце слова и перед глухими в середине слова произносится как парный глухой: звуки б, в,ю г, д, ж, з произносятся как соответствующие глухие звуки п, г, ф, к, т, ш, с.Глухие согласные перед звонкими, наоборот, переходят в звонкие:

оддать (отдать), згореть ( сгореть), здать ( сдать).

4.Сочетания согласных сш, зш произносятся как долгий ( удвоенный) звук ш: бешшумный ( бесшумный), замерший (замерзший), бешшапки (без шапки)

5.Сочетание согласных сж и зж произносятся как долгий (удвоенный) звук ж: жжигать (сжигать), ражжигать (разжигать), жиром ( с жиром ), бежжира ( без жира).

6.Сочетания согласных звуков сч и зч произносятся как звук щ: щастье (счастье), ращеска (расческа), расскащик ( рассказчик)

7.Сочетание звуков тч и дч произносятся как звук ч : оччет ( отчет,), развеччик ( разведчик); а сочетания звуков тц и дц как долгий звук ц: оццу ( отцу), дваццать( двадцать).

  1. В словах, имеющих окончания ого и его, вместо г произносится звук в: каво (кого), твоево (твоего), бальшова ( большого), третьива (третьего) и т. д.

  2. Окончания глаголов на –тся и ться произносятся как цца: купаецца (купается), смеюцца (смеются), обусацца (обучаться ). Кусацца (кусаться ) 11.В прилагательных мужского рода единственного числа с безударным окончанием на –кий, -гий,- хий звук и произносится как средний звук между а и ы (ъ):маленнькъй(маленький), строгьй (строгий), тихъй (тихий).

10.При сочетании некоторых согласных могут выпадать отдельные звуки. В сочетаниях стн, стл. здн, выпадают звуки т и д:лесница (лестница), щасливый (счастливый), празник (праздник).Наблюдаются выпадение и других звуков; так в слове солнце не произносится звук л(солнце), в слове

11..зд р а вс т в у й – з в у к в(здраствуй), в словах сейчас, пожалуйста н е произносится звук й (здраствуй), в с л о в а х сейчас, пожалуйста не произносится звук й (сечас, пожалуста).

В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович) Марь Иванна (Мария Ивановна).

Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь орфоэпическими словарями – справочниками.

К нелитературному произношению относится побуквенно произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны : что (вместо што), его ( вместо ево) , счастье ( вместо щастье)и т. д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных городов: яканьем ( вясна вместо весна), цоканьем ( цто вместо что и др.), с неправильным ударением в словах ( магазин, километр).

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.

Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлюще. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.

Рассказ, прочит анный во спит ателем с использованием средств художественной выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Голос – это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе, на площадке).

Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Так же может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание.

Но нельзя ограничиваться и употреблением только простых предложений. В а ж н о ш и р е и с п о л ь з о в а т ь н е д л и н н ы е с л о ж н о с о ч и н е н н ы е и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего правильным и точным использованием слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности


детей: подбирать и употреблять в своей речи такие слова, которые были бы им доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

В качестве недостатков словаря многих воспитателей можно назвать частое употребление слов с уменьшительно- ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит); в общении с более старшими детьми - подлаживание под речь малышей, то есть неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав? И т.д.).

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой – постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно подобранными словами, грамматически правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь во спит ателя должна быть спокойной, вс егда уравновешенной, немногословной, но очень понятной и логичной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Однако, установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться.

Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно записывать на магнитофон, с тем чтобы во время разбора (или специально) можно было обратить внимание на свою речь, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Конечно, нужно иметь в виду, что при записи на магнитную ленту речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его товарищей. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т.д.) воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.

В методическом кабинете детского сада должны быть словари, сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы, загадки, фразеологизмы, а

также небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (в смысле произношения, ударения, грамматики), с диалектизмами.

С нянями заведующая также проводит серьезную работу: разъясняет, что няня – помощник воспитателя, что она тоже должна вносить свой вклад в процесс воспитания: разговаривать с детьми, отвечать на их вопросы, шутить, создавая радостное настроение, и т.д.

Каждый дошкольный работник должен считать своим профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!