СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Сказки в экологическом воспитании детей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Сказки в экологическом воспитании детей".»

Халибаджах В.В. МДОУ 69









КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«СКАЗКИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»


















Известный итальянский писатель, автор «Грамматики фантазии» Джанни Родари, писал: «Воображение все еще находится на положении бедного родственника — вниманию и запоминанию отдается куда больше предпочтения; умение внимательно слушать и тщательно запоминать, по сей день, составляет отличительную особенность примерного, то есть наиболее удобного, наиболее податливого ученика. К сожалению, это утверждение во многом справедливо и по отношению к нашему образованию. Малыш приходит в детский сад, с большим творческим потенциалом, реализация которого во многом зависит от педагогов и методов обучения. Развить фантазию ребенка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим процессом могут помочь сказки. Подрастая, дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. Теперь они способны смотреть на сказку как бы со стороны, анализировать и даже изменять ее, вставать на позиции героев. При работе с ребятами не только младшего, но и среднего, старшего возраста для придумывания сказок неплохо воспользоваться советам и Джанни Родари. Рекомендуемые им приемы могут быть направлены на развитие творческих способностей и нестандартного мышления в процессе экологического образования.

Известно, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Внимание ребенка привлекают также новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Интерес детей к теме рассказа или занятия делает обучение более эффективным. С этой точки зрения уместность использования сказок в обучении не вызывает сомнений, поскольку любовь к ним появляется у человека в раннем детстве и сохраняется порой всю жизнь (вспомним современную рекламу со сказочными персонажами!

Народные сказки во многом «экологичны»: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В течение долгого времени люди воспринимали природу как нечто враждебное, непознанное, таящее опасность. В мифах и сказках народов мира леса, болота населены злыми духами и прочими отрицательным персонажами.

Со временем человек все лучше понимал природу, постигал ее законы, учился использовать ресурсы. Теперь он выражал в сказках не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность природе. Например, земля стала называться ласково - матерью-кормилицей. Правда, бережное, уважительное отношение к природе предполагает, что она отплатит человеку тем же: удовлетворит его потребности в пище, крове. Чем старше становилось человечество, тем активнее оно стремилось покорить природу, взять у нее как можно больше богатств, подчинить своей воле.

Сказки впитывали исторический опыт человечества.

Великое множество сказок пришло к нам из глубины веков, когда зависимость людей от природы была более явной, чем сейчас. Известный исследователь фольклора В. Я. Пропп писал, что волшебная сказка уходит корнями в первобытные времена и связана с обрядами инициации, сопровождающими вступление человека в пору зрелости.

В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, ландшафтов, описываются национальные, культурные традиции и праздники. Произведения такого характера могут оказать неоценимую помощь педагогу, работающему в области экологического образования. Однако человеку индустриальной эпохи присущ взгляд потребительском отношении к природе. Только в конце ХХ в. люди стали понимать, что они должны рассматривать себя лишь как часть природы (хотя и особенную, разумную), соотносить свои интересы с необходимостью сохранения её.

Во многих народных сказках природа воспринимается именно с точки зрения ее житейской пользы для человека. Отсюда описание сказочных полей, по которым летают жареные куропатки, и молочных рек с кисельными берегами. Часто спастись героям помогают широкие реки и дремучие леса. И это тоже отражение нашего отношения к природе. Особое внимание уделяется животным — помощникам человека. Впрочем, помогать людям они начинают только в определенных условиях (в которые их поставил человек!) — например, чтобы сохранить свою жизнь или жизнь своих детей: «Не ешь меня: я тебе еще пригожусь!» А отношение Емели к щуке или Старика к золотой рыбке — это уже настоящий шантаж со стороны человека!

Анализируя сказки, можно выделить группу животных, которых люди считали своими врагами. Это почти всегда хищные звери. Например, во многих народных сказках волк — злой, явно отрицательный герой. Это связано с опасностью, которую и представляет для людей и их хозяйства. В то же время большинство травоядных зверюшек, особенно если они симпатичные, пушистые и вызывают сочувствие, наделяются положительными чертами. Как показали опросы, у многих детей и взрослых существует стереотип: хищные животные плохие, злые. Им не место рядом с человеком, волк и крокодил не нуждаются в нашей защите и помощи. В формирование такого отношения вносят вклад и сказки насколько стойки эти взгляды даже среди преподавателей, свидетельствует такой факт. Победителем одного из российских региональных конкурсов на лучшие экологические сочинения стал пятиклассник, придумавший историю о сказочном лесе. В этом лесу не было ни одного волка, зато счастливо жили многочисленные зайцы. В природе такое невозможно истребление хищников всегда приводит сначала к росту, а потом к уменьшению количества их жертв. Исчезают волки - размножаются зайцы, поедают все что могут. Пища, в конце концов, кончается, зайцы голодают, болеют и гибнут. Так что без хищников не так-то просто быть счастливым! А вот на решении членов жюри в данном случае сказался стереотип отрицательного отношения к волкам.

Дети очень хорошо усваивают характеристики животных — героев сказок: волк злой. Лиса — хитрая, заяц — трусливый. И часто эти представления у них остаются на всю жизнь. Поэтому важно помнить, что в таких характеристиках нашли отражение взаимоотношения людей с птицами и зверями и наблюдения за ними во время охоты или защиты от них домашних животных. Конечно, у человека более теплое отношение к корове, дающей молоко, чем к волку, который может напасть на эту корову.

Во многих сказках присутствует деление животных на красивых и безобразных. Последние, естественно, не вызывают сочувствия. Вспомним хотя бы крайне неприятного крота и не менее противную жабу в сказке Г-Х. Андерсена "Дюймовочка" (не случайно именно эти животные выбраны в качестве отрицательных героев!) Такое отношение автора к персонажам передается и детям. С другой стороны, Э. Успенский, сделав обаятельным и симпатичным крокодила Гену, вызвал у детей доброе отношение к этому животному, которое, как правило, в сказках многих народов выполняет ту же роль, что и волк в русских сказках.

Существует ещё один тип сказок, которые многими педагогами рассматриваются как природоохранные, хотя на самом деле также отражают потребительский подход людей к природе. Сюжет их строится следующим образом: сначала дети узнаем, как много благ лает нам природа (например, лес рассматривается как источник пищи, древесины, как место для охоты), а затем делается вывод: именно поэтому природу надо беречь.

Такая потребительская точка зрения прочно укоренилась в нашем сознании. Особенно она характерна для произведений, написанных в 1930—1970-е гг., когда в литературе воспевалось покорение и завоевание природы. В тот период господствовала установка «человек — хозяин природы», и вполне естественно, что авторы ряда сказок воплощали такой стереотип в своих произведениях. В авторских сказках того времени все была обойдена вниманием и красота природы. При этом положительное отношение людей к окружающему миру проявлялось своеобразно: описывались сбор букетов цветов, ловля рыбы или бабочек, — например для того, чтобы показать их друзьям и вместе с ними «насладиться» природой.

Несмотря на разнообразие и многочисленность авторских сказок, среди них на удивление мало таких, которые дают достоверную информацию о природе (такие сказки называют познавательными). Они отражают уровень знаний авторов о природе, их взгляды на окружающую среду в человека. Часто такие сказки выполняют лишь развлекательную функцию и направлены главным образом на то, чтобы удивить и рассмешить детей.

Рекомендуем, выбирая сказки для занятий с детьми, тщательно продумывать их содержание. Если для общего развития ребенка подходят любые сказки, то для целей

экологического образования следует отбирать те, которые наиболее точны в определении ценностей.

С другой стороны, экологически «неправильные» произведения могут послужить отправной точкой для обсуждения (но не критики), особенно при работе со старшими детьми и. Важно верно направить ход беседы, дать ее участникам возможность высказать и обосновать свои взгляды, которые отнюдь не обязательно должны со впадать с авторскими.
В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Так, в восточных сказках часто подчеркивается ценность воды, ее роль в жизни человека, а в сказках северных народов — роль солнца. В сочинениях североамериканских индейцев отчетливо ощущается почтительное отношение к природе, как к живой, так и к неживой (например, к камням, горам, солнцу). Учитывая интерес к жизни индейцев, особенно у мальчишек, можно эффективно использовать эти сказки в целях экологического образования.

Существуют разнообразные классификации сказок. Так, различают бытовые и волшебные сказки, авторские, народные и т. д. Возможны и разные подходы к анализу этих произведений, например, с позиции лингвиста, фольклориста, литературоведа. Этим вопросам посвящена обширная специальная литература. Наша задача — попытаться проанализировать сказки с позиции экологического образования. Такой подход предполагает взгляд на сказку как на средство обучения, воспитания, развития ребенка, привлечения его внимания к изучаемому материалу, активизации знаний и творческих способностей. Мы будем анализировать сказки не с традиционных позиций (например, борьба добра со злом, отношения между людьми), а попытаемся рассмотреть их с позиций естественнонаучных, с учетом взаимозависимости человека и природы. При этом не будем забывать об условности нашего анализа и чувстве юмора. Использовать сказки можно в работе с детьми разного возраста: при проведении игр, экскурсий, различных экологических мероприятий, праздников, на занятиях по экологии. Нестандартный подход к сказкам помогает сделать интересным совместную деятельность детей младшего возраста и их родителей. Излишне доказывать, что чтение сказок и анализ их сюжетов с интересом воспринимаются всеми детьми: от детского сада до старших классов. Особенно серьезно относятся к сказкам дошкольники. Поэтому при работе с младшими ребятами очень важно бережно относиться сказочному сюжету: просто читать и обсуждать текст, использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!