СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Современные педагогические технологии в работе с детьми раннего возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей "Современные педагогические технологии в работе с детьми раннего возраста"»

Современные педагогические технологии в работе с детьми раннего возраста

Донская Елена Васильевна

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Звоночек»

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

В современной практике воспитания детей необходимо реализовывать огромные резервы раннего возраста. Важнейшим показателем успешного психического развития ребёнка данного возраста является познавательная активность.

Познавательная активность и интеллектуальное развитие проявляются не только и не столько в успешности решения практических задач, сколько в эмоциональной вовлеченности, настойчивости ребёнка, удовольствии, которое он получает от своей деятельности. В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.

В работе с детьми мы используем систему методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условия.

В целевых ориентирах ФГОС ДО, касающихся детей раннего возраста, отмечено, что к завершению этапа данного возрастного периода: ребенок должен интересоваться окружающими предметами и активно действовать с ними; эмоционально вовлекаться в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий и т.д. [5]

Решить поставленные задачи нам помогает использование педагогических практик и технологий.

К числу современных образовательных технологий обучения наших воспитанников мы относим:
− Технологии информационного обучения;
− Технологии игрового обучения;
− Личностно-ориентированные технологии.
− Здоровьесберегающие образовательные технологии. [2]

Использование информационных технологий обусловлено социальной потребностью в повышении качества воспитания и образования детей раннего возраста.
Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано.

Сегодня невозможно обойтись без ИКТ, даже в работе с детьми раннего возраста.
В свободной самостоятельной деятельности – это просмотр мультфильмов, сказок, песен, драматизаций.

В организованной образовательной деятельности – это подбор иллюстративного материала, закрепление изученного материала.

Использование данной технологии требует и новых умений, и знаний от воспитателя:
-находить нужную информацию в информационном пространстве интернета,
-составлять презентации,
-включать в НОД интерактивные игры и т. д.

ИКТ делает процесс интересным и привлекательным, информационно насыщенным, повышает мотивацию, расширяет границы, реализует возможность восприятия того или объекта, обеспечить который в реальности сложно.

Внедрение инновационных ИКТ благотворно повлияет на развитие речи детей, на картину окружающего мира, логическое мышление, физическую активность детей

Преимущества использования ИКТ: информация в игровой форме вызывает огромный интерес, образный тип информации, понятен детям раннего возраста; движения, звук, мультипликация привлекает внимание ребёнка. [1]

Все выше перечисленное является стимулом познавательной активности детей

Использование ИКТ в образовательном процессе

- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

- развивает интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Результативной системой обучения в игровой форме, развлечения и просто удовольствия для детей является использование уникального пособия – бизиборд.

Значимость организованных нами игр на досках бизиборд в развитии детей раннего возраста велико. Это увлекательно, интересно; надолго привлекают внимание ребёнка; хорошее средство релаксации.

Ребенок с удовольствием может долго и спокойно играть самостоятельно;

- тактильные прикосновения, манипуляции с разными предметами положительно влияют на мозг ребенка, стимулируя его деятельность;

- в процессе игр, выполнении заданий, манипуляций с предметами на бизиборде, в зависимости от содержания материала, у детей развивается:

  • мелкая моторика рук, ловкость рук;

  • сенсорные представления;

  • тактильные ощущения;

  • мышление, логика, внимание, речь;

  • формируются определенные умения, навыки.

Формы работы с бизибордом :

- непосредственно-образовательная деятельность

- совместная деятельность

- индивидуальная деятельность

- самостоятельная деятельность

- дидактическая игра

Развивающие игры с крышками позволяют развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение.

А если представить крышки, например, грибочками или цветочками, зайчиками, котятами, то с помощью такого игрового подхода хорошо развивается абстрактное мышление, развивает игровой навык, воображение. Представив крышки в образе чего-нибудь, развивающее занятие будет выглядеть ролевой игрой, с увлекательной сюжетной линией.

Личностно ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта. [4]

В рамках технологии личностно-ориентированного обучения в своей педагогической практике, помимо других, мы используем следующие методы и приемы работы: использование сенсорных коробок в работе с детьми раннего возраста и хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования.

Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

Сенсорная коробка - это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное предназначение которой - дать возможность детям трогать пересыпать, исследовать, изучать то, что находится внутри неё, обучая и развивая ребёнка.

Основой для подобной коробки может стать:

- таз для белья;

- большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи;

- картонные коробки;

- деревянный ящик и т. д.

В наполнители тоже может идти все, что угодно. Разные крупы (натуральный цвет или покрашенный пищевыми красителями): рис, манка, овсянка, рис, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох.

Зимой: снег или песок, ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой, галька, аквагрунт.

Также, это природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох. Далее это нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки.

Тематика сенсорных коробок также может быть разнообразной, например, по временам года. Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.

Как работать с сенсорными коробками

1. Занятие (игра) проводится группами по 2-4 ребенка, или индивидуально.

2. Нельзя оставлять ребенка во время игры наедине.

3. Наполнение коробки зависит от возраста детей. При работе с детьми до 3 лет не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить.

4. Перед созданием сенсорных коробок убедитесь, что у ребенка нет аллергии на какой-либо компонент.

В рамках реализации личностно-ориентированных технологий мы используем такую форму работы с детьми как Хеппенинг или проще говоря, рисование пальчиками Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского «случаться»).

Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.
При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами:

- рисуем кончиками пальцев, ставим точки, проводим пальчиками линии, получатся деревья;

-прикладываем пальчики, раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки;

-соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки;

- рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки;

- рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.

Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.

С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 - 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.

Польза от рисования пальчиками:

-Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.

-Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.

-Осознание ребёнком собственного тела.

-Раннее развитие творческих способностей.

-Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.

-Развитие представлений о цвете.

-Развитие воображения и образного мышления.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Здоровьесберегающие технологии, их много это и пальчиковые игры, и дыхательная гимнастика, но основную роль в развитии каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов играет зрение. [3]В практику работы с детьми мы включили зрительную гимнастику. Для гимнастики можно использовать крупные и яркие предметы. Дети выполняют упражнения по нашим словесным указаниям: посмотри на зайку, посмотри вверх, вниз и т. п. Также используем стихи и потешки.

В индивидуальной работе с детьми мы используем уникальное средство для развития речи у детей - Су-Джок терапия.

Целью использования упражнений с шариком Cу-Джок в работе является воздействие на биологически активные точки, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Достоинства Су – Джок:

- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

-Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред.

- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях

Для наших воспитанников мы используем самые простые формы работы с Су-Джок. Пальчиковые упражнения и движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой, рассказыванием сказок.

Заключение

Использование представленных эффективных практик и технологий с детьми 1,6-3 лет позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему они становятся самостоятельнее, активнее, дети способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. Так как через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей и психических функций детей.


Литература

  1. Гончарова Е.В. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие. под ред. Е.В.Гончаровой — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013.

  2. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПб.: Детство-Пресс, 2011.

  3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.

  4. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. М., 2004.

  5. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!