СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей "Технология "Портфолио дошкольника""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей "Технология "Порфолио дошкольника""

Просмотр содержимого документа
«tekhnologiya_portfolio_doshkolnika»

МДОУ Детский сад №7 «Родничок» г. Суоярви.



Консультация для воспитателей.

Технология «Портфолио дошкольника»

Подготовил

Воспитатель высшей категории

Анна Гранитовна Гончарова



Проблема оценки качества образования находится сегодня в зоне повышенного внимания. По мнению академика М. М. Поташника качество образования есть соотношение цели и результата, при том, что результаты заданы конкретно и спрогнозированы в зоне потенциального развития ребёнка. Для того чтобы цель была направлена на конкретного субъекта, а результаты превратились в оценку его личностных достижений, требуется создание целостной системы организации и управления образовательным процессом.

Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста стал наглядным, и мотивировал ребенка добиваться еще более высоких результатов? Практика показала, что в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента по организации образовательного процесса следует рассматривать педагогическую технологию портфолио.

Слайд 1. Портфолио дошкольника — это первый шаг в открытии малышом своего Я: своих чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий большого мира через призму детского восприятия. В живом общении с близкими ребенок учится по-новому смотреть на мир семьи, детского сада, родного города, страны.

Слайд 2. Портфолио – это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Александр Прутченков – психолог, автор тренингов личностного роста так определил значимость ведения портфолио: «Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия к ведению портфолио, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей».

Слайд 3. Портфолио - это способ фиксирования, накопления оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Портфолио дошкольника – это не только папка, в которой отражены достижения ребенка за определенный период, это еще и сотрудничество педагога и родителей по изучению и отражению в динамике способностей малыша, его физического развития. При составлении портфолио родители могут показать условия жизни и творчества ребенка дома, а педагог – успехи своего воспитанника в детском саду.

Слайд 4. Основная цель создания портфолио – развитие творческого потенциала дошкольника.


Слайд 5. Для ее реализации были поставлены следующие задачи:

  • создание ситуации успеха для каждого ребенка, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

  • развитие познавательных интересов и формирование готовности к самостоятельному познанию;

  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности;

  • формирование положительных нравственных качеств личности;

  • приобретение умений рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.


Слайд 6. Функции портфолио:

  • диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

  • целеполагательная – поддерживает образовательные цели;

  • мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;

  • содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

  • развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

  • рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений


Слайд 7. Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1.  Одно из главных условий – это добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно.

И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель создания портфолио. Она может быть различной:

  • для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительной деятельности, спортивные достижения и т. д.);

  • накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

  • тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Мои увлечения», «Моё домашнее животное», «Лето - весёлая пора» и т. д.

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

4.  Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).


Слайд 8. Виды портфолио:

  1. Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

  1. Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

  1. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

Раздать:

  • Система внедрения технологии в работу ДОУ

  • Разделы портфолио

  • Полезная информация

Портфолио дошкольника - это своеобразный маршрут развития ребенка.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка.







Просмотр содержимого документа
«Технология консультация»

Технология «Портфолио дошкольника»

Система внедрения технологии в работу ДОУ


С педагогами

С детьми

С родителями


1. Ознакомление

с теоретическим и

практическим материалом

по созданию П.

2.Разработка творческой группой структуры П.

3. Оформление образца

П творческой группой педагогов ДОУ.

4. Презентация образца П.

5.Индивидуальная работа по внедрению П ребенка.


1. Рассматривание

образца портфолио.

2.Индивидуальная

беседа с ребенком

(мотивация для

последующей работы).

с родителями

3. Индивидуальная

работа с ребенком

по совместному

наполнению портфолио.


1.Индивидуальная

работа педагогов по

ознакомлению

родителей с технологией

«Портфолио».

2. Ознакомление

родителей с

портфолио ребенка.

3.Консультативная

помощь по оформлению

портфолио.



Этапы работы:


1.Постановочный:

  • Определить цель

  • Разработать «Положение о портфолио»

  • Определить функциональные обязанности

Кто составитель?

  • Воспитатель(хранится в группе)

  • Специалист ( храниться у специалиста)

  • Родители с ребенком ( дома)


2. Поисковый:


  • Сбор информации;

  • Работа с детьми (индивидуальная, подгрупповая);

  • Взаимодействие с родителями

(научить наблюдать , фиксировать изменения, записывать)‏;

  • Консультации с педагогами.


3. Заключительный:


Критерии оценивания:



  • Творческий подход

  • Интерес и желание ребенка

  • Значимость для ребенка, родителей, педагогов


Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое за­полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравит­ся...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометриче­ские данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказы­вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я ви­жу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются гра­моты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомен­дации родителям воспитателем и всеми специалистами, рабо­тающими с ребенком.

Раздел 8 «Спрашивайте, родители!». В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ. [53]

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфо­лио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. У Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фикси­руется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

 Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «По­любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рас­сказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и из­вестных однофамильцах, персональная информация ре­бенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

 Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

 Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включа­ются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных дан­ных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю­бимые занятия, особенности совместного времяпрепро­вождения с членами семьи).

Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребен­ка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся не­большие творческие работы ребенка по экскурсиям, по­знавательным прогулкам.

 Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фо­тографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.





 В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди­тели.

Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со­циальные контакты, коммуникативная деятельность, само­стоятельное использование различных источников инфор­мации и деятельность как таковая.

Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информа­цию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, ко­торые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру порт­фолио:

 блок «Какой ребенок хороший», который содержит инфор­мацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитате­лей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе не­формальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, дру­гих детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогиче­скую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в со­держание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;

 блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ре­бенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка учас­тия ребенка в акциях; характеристика психолога познава­тельных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятель­ность;

блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв роди­телей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче­ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллю­страции успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ре­бенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каж­дому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.



Полезная информация

http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

http://kama1983.narod.ru/p29aa1.html

http://skyclipart.ru/detsad/portfolio/page/11/

http://www.7756908.ru/node/131

http://portfolioprosto.jimdo.com/



Просмотр содержимого презентации
«portfolio_doshkolnika»

МДОУ Детский сад №7 «Родничок» г. Суоярви. Технология «Портфолио дошкольника» Подготовил Воспитатель высшей категории Анна Гранитовна Гончарова

МДОУ Детский сад №7 «Родничок» г. Суоярви.

Технология

«Портфолио

дошкольника»

Подготовил

Воспитатель высшей категории

Анна Гранитовна Гончарова

Портфолио дошкольника Портфолио – это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Портфолио дошкольника

Портфолиоэто прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления оценки индивидуальных достижений за определенный период.

Цель  развитие творческого потенциала дошкольника

Цель

развитие

творческого потенциала дошкольника

Задачи ведения портфолио

Задачи ведения портфолио

  • создание ситуации успеха для каждого ребенка
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных интересов
  • формирование установки на творческую деятельность
  • формирование положительных нравственных качеств личности;
  • приобретение умений рефлексии
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию 
Функция портфолио

Функция портфолио

  • диагностическая
  • целеполагательная
  • мотивационная
  • содержательная
  • развивающая
  • рейтинговая
Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:   Добровольность  Индивидуальность Чётко понимать цель Систематичность

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

Добровольность

Индивидуальность

Чётко понимать

цель

Систематичность

Виды портфолио

Виды портфолио

  • Электронное портфолио . Это новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.
  • Портфолио-раскраска
  • Портфолио традиционное , в виде папки.