Консультация для воспитателей
«Тема "Детский сад. Игрушки".
Чтение художественной литературы в старшей группе».
Художественная литература играет большую роль в воспитание детей. «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребёнка», — писал Василий Александрович Сухомлинский.
27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников. Соответственно, эта неделя должна быть посвящена теме «Детский сад. Игрушки».
Расширяем представления детей о себе как о члене коллектива, воспитываем любовь детей к детскому саду, уважение к воспитателям. Помогут нам в этом стихотворения Ольги Ивановны Высотской «Детский сад»; Сергея Анатольевича Махотина «Старшая группа»; Нины Петровны Найдёновой «Новая девочка»; Арона Борисовича Гангова «Встали на зарядку»; Маргариты Ильиничны Ивенсен «К нам гости пришли»; рассказ Сергея Алексеевича Баруздина «Спать пора».
Обогатить знания детей об играх и игрушках нам помогут рассказ Натальи Николаевны Павловой «Самый лучший подарок»; стихотворения Юли Володиной «Матрёшки»; Нины Петровны Найдёновой «Наши игрушки»; сказка Елены Кустовой «Когда плачут игрушки». Рассказ Виктора Юзефовича Драгунского «Друг детства» (в сокращении) рекомендован для чтения программами «От рождения до школы», «Детство». Дети должны понять, что игрушки – это не просто предмет. Игрушки – наши друзья и помощники в играх. А друзей мы не обижаем.
Познакомим детей с народной игрушкой, читая стихотворения Ольги Шарко «Богородская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Филимоновская уточка».
О том, как рождается деревянная игрушка расскажет стихотворение Валентины Николаевны Донниковой «Токарь по дереву».
Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки нам поможет стихотворение Надежды Григорьевой «Сутки» и русские народные потешки «Солнышко-ведёрышко», «Свети, свети, солнышко», «Солнце, солнце, уходи до утра», «Ночь пришла».
Развиваем чувство юмора детей, читая стихотворение Агнии Львовны Барто «Гуси-лебеди»; Эммы Эфраимовны Мошковской «Хитрые старушки», рекомендованное для чтения программами «От рождения до школы», «Детство».
Формируем элементарные представления детей об изменении быта, читая рассказ Любови Фёдоровны Воронковой «Новая кукла». Перед чтение, расскажите детям, что история эта произошла очень давно. В прошлом столетии наша страна воевала с фашистами. Это была страшная война. Много погибло людей, много городов и деревень было разрушено. Мы победили! Люди после войны жили бедно, нужно было восстанавливать города и деревни, кормить людей. Поэтому игрушек было мало. Игрушки детям делали родители из подручного материала: вырезали из дерева, шили кукол из лоскутков ткани.
Поддерживайте интерес детей к детскому фольклору, пальчиковым играм и скороговоркам. Разучите скороговорку «Зоиного забавного зайку все зовут Зазнайкой», для закрепления умения детей отчётливо произносить согласный звук "з".
Количество произведений велико. Выбор, уважаемые педагоги, за вами. Правильно подобранное произведение, вовремя прочитанное, оказывает огромное влияние на детей, расширяет их кругозор, развивает речь детей, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
Примерный список литературы для чтения детям 5 – 6 лет.
Тема «Детский сад. Игрушки».
Сказка
Кустова Е. «Когда плачут игрушки».
Рассказы
Баруздин С. А. «Спать пора», цикл «Про Светлану».
Воронкова Л. Ф. «Новая кукла».
Драгунский В. Ю. «Друг детства».
Павлова Н. Н. «Самый лучший подарок».
Стихотворения
Барто А. Л. «Гуси-лебеди».
Володина Ю. «Матрёшки».
Высотская О. И. «Детский сад».
Гангов А. Б. «Встали на зарядку».
Григорьева Н. «Сутки».
Донникова В. Н. «Токарь по дереву».
Ивенсен М. И. «К нам гости пришли».
Найдёнова Н. П. «Наши игрушки».
Найдёнова Н. П. «Новая девочка».
Махотин С. А. «Старшая группа».
Мошковская Э. Э. «Хитрые старушки».
Рождественская А. А. «Подружки». Загадка.
Шарко О. «Богородская игрушка».
Шарко О. «Каргопольская игрушка».
Шарко О. «Филимоновская уточка».
Малые формы фольклора
Русская народная потешка «Солнышко-ведёрышко». В обработке К. Чуковского.
Русская народная потешка «Свети, свети, солнышко».
Русская народная потешка «Солнце, солнце, уходи до утра».
Русская народная потешка «Ночь пришла». В обработке Л. Н. Елисеевой.
Скороговорка «Зайка».
Пальчиковая игра «Игрушки».
Примечание. Текст произведений некоторых авторов в более раннем издательстве не всегда совпадает с современным вариантом.
Рассказы
Сергей Алексеевич Баруздин
«Спать пора»,
цикл «Про Светлану».
Задачи. Формировать потребность детей в дневном сне. Познакомить с рассказом Сергея Алексеевича Баруздина «Спать пора».
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Сергея Алексеевича Баруздина
«Спать пора».
После обеда в детском саду наступает тишина.
Тихо в комнатах, тихо в коридорах, тихо на лестнице.
Это значит, что в детском саду настал тихий час. Спать пора!
Все ребята спят, одна Светлана возится в своей кровати. Беда с ней – никогда вовремя не засыпает.
— Света, спать пора! — говорит Зинаида Фёдоровна.
— Я буду, — отвечает Света, но только Зинаида Фёдоровна отходит от её постели, начинает опять ворочаться.
Потом и это ей надоело. Стала Света говорить:
— А у нас музыкальные занятия будут! Я как стану под музыку ходить, как все песни выучу! Лучше всех!
Все ребята спят, никто не слушает Свету, а она говорит, говорит… Опять Зинаида Фёдоровна подошла к ней, но Светлана так разгулялась, что никак уснуть не может.
Незаметно прошёл час, ребята проснулись, оделись, побежали умываться, а Светлана спит. Уснула наконец!
Стали её будить:
— Света, вставай! Пора идти на музыкальные занятия!
— Я спать хочу! — говорит Света.
Никак подниматься не хочет!
А когда проснулась, протёрла глаза, посмотрела по сторонам, видит – нет в комнате ребят. Одна няня Нина Марковна на стуле сидит, смотрит на неё.
— А где ребята? Куда они спрятались?
— Ребята музыкой занимаются. Одна ты спишь, — говорит Нина Марковна.
Светлана вскочила – и скорей одеваться. Пока оделась, пока умылась – кончились музыкальные занятия, все ребята в группу возвратились.
Так и не походила Света под музыку, ни одной новой песни не выучила.
Пришла вечером домой и говорит маме:
— Спать пора! А то ещё проспим утром и в детский сад опоздаем.
Легла в кровать, закрыла глаза и так тихо лежала, что не заметила, как уснула.
— Дети, сон нас энергий заряжает, силы добавляет. Народная пословица гласит: для здоровья важен сон, прогоняет беды он.
Виктор Юзефович Драгунский
«Друг детства».
В сокращении.
Задачи. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Познакомить с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Друг детства». Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей. Воспитывать читателя, способного отождествлять себя с литературными персонажами.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского писателя Виктора Юзефовича Драгунского. Называется рассказ «Друг детства».
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я, в конце концов, буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже... То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в телескоп далёкие синие звезды. А то мне до смерти хотелось превратиться в машиниста метро и ходить в форменной фуражке и кричать толстым голосом: «Го-о-тов!»…
На другой день мне уже приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную "грушу" – такой продолговатый тяжёлый мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить, что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать самым сильным человеком во дворе...
Я сказал папе: — Папа, купи мне грушу!
Он сказал: — Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
Я рассмеялся: — Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую грушу!
— А тебе зачем? — сказал папа.
— Тренироваться, – сказал я. — Потому что я буду боксёром и буду всех побивать?
— Перебейся как-нибудь без груши. Ничего с тобой не случится.
И он пошёл на работу. А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:
— Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную форму и картуз с блестящим козырьком.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой старый трамвайчик без колёс и на верёвочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлёпкой, обрывок паруса от лодки, и несколько погремушек, и много ещё разного игрушечного утиля. И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:
— Вот. Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот, какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Ещё лучше! И покупать не надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай! И тут её позвали к телефону, и она вышла в коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже заранее сдаётся.
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...
— Ты что, — сказала мама, она уже вернулась из коридора. — Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился немного, я сказал:
— Ты о чём, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром.
— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю.
Вопросы к детям.
Как вы думаете, почему мальчик передумал стать боксёром?
— И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки.
— Я его (Мишку) любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал.
Дети, как вы думаете, игрушка может быть другом?
— И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства.
Дети, у вас есть друг – игрушка? Расскажите, как вы играете с другом – игрушкой. Рассказы детей.
— О верной дружбе сложено много пословиц: «Нет друга – ищи, а нашёл – береги!», «Старый друг лучше новых двух», «Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает». Дети, как вы считаете, какая из этих пословиц подходит к рассказу «Друг детства»?
— Старый друг лучше новых двух. Дети, об игрушках – друзьях не забывайте, никогда их не обижайте.
Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программами «От рождения до школы», «Детство».
Наталья Николаевна Павлова
«Самый лучший подарок».
Задачи. Познакомить детей с рассказом Натальи Павловой «Самый лучший подарок». Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказ. Поддерживать интерес детей к игрушкам.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ «Самый лучший подарок».
Завтра у Серёжи день рождения. Ему исполняется семь лет. «Пойдём в магазин выбирать тебе подарок», — сказал папа. И они отправились в «Детский мир». Там есть большой-большой зал. На полках лежат игрушки. Их можно трогать, брать в руки, рассматривать.
Серёжа с папой стали ходить и выбирать игрушку в подарок. Серёже сразу понравилась гоночная машина. Она была, как настоящая: блестящая, ярко-красная. И размером почти, как настоящий автомобиль.
— Давай её купим! — закричал Серёжа. — Бери машину, пойдём скорее в кассу!
Папа подумал-подумал и говорит: «Давай ещё посмотрим. Может быть что-то другое понравится».
Долго выбирал мальчик игрушку... Ему понравились и самолёт, и корабль, и танк. Потом Серёжа увидел железную дорогу с заводным паровозом, потом – пожарную машину с лестницами и сиреной... Так они ходили-ходили и ничего не купили. Хороших игрушек много, а надо выбрать одну...
И тут Серёжа увидел большую коробку, а на ней игрушки нарисованы: машина, робот, корабль и ещё много других.
— Это конструктор, — сказал папа. — Вот что нам нужно! Теперь ты сам любые игрушки из деталей соберёшь.
И они купили конструктор. Это очень хороший подарок!
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
— Завтра у Серёжи день рождения. Ему исполняется семь лет. «Пойдём в магазин выбирать тебе подарок», — сказал папа. И они отправились в «Детский мир».
— Серёжа с папой стали ходить и выбирать игрушку в подарок. Серёже сразу понравилась гоночная машина. Она была, как настоящая: блестящая, ярко-красная. И размером почти, как настоящий автомобиль.
— Давай её купим! — закричал Серёжа. — Бери машину, пойдём скорее в кассу!
Дети, как вы думаете, почему папа не купил сыну гоночную машину?
— Папа подумал-подумал и говорит: «Давай ещё посмотрим. Может быть что-то другое понравится».
— Долго выбирал мальчик игрушку... Ему понравились и самолёт, и корабль, и танк. Потом Серёжа увидел железную дорогу с заводным паровозом, потом – пожарную машину с лестницами и сиреной... Так они ходили-ходили и ничего не купили. Хороших игрушек много, а надо выбрать одну...
— И тут Серёжа увидел большую коробку, а на ней игрушки нарисованы: машина, робот, корабль и ещё много других.
— Это конструктор, — сказал папа. — Вот что нам нужно! Теперь ты сам любые игрушки из деталей соберёшь.
И они купили конструктор. Это очень хороший подарок!
Дети, как вы считаете, почему конструктор – очень хороший подарок?
— Это конструктор, — сказал папа. — Вот что нам нужно! Теперь ты сам любые игрушки из деталей соберёшь.
Гоночная машина, самолёт, корабль танк, железная дорога, пожарная машина, конструктор – всё это …
— На полках лежат игрушки.
Дети, а какой подарок вы бы выбрали себе на день рождения?
— Дети, игрушки – наши друзья. Игрушку–друга выбираем, весело играем.
Любовь Фёдоровна Воронкова
«Новая кукла».
— Дети, это история произошла очень давно. В прошлом столетии наша страна воевала с фашистами. Это была страшная война. Много погибло людей, много городов и деревень было разрушено. Мы победили! Люди после войны жили бедно, нужно было восстанавливать города и деревни, кормить людей. Поэтому игрушек было мало.
Детям игрушки делали родители из подручного материала: вырезали из дерева, шили кукол из лоскутков ткани. В одной деревне жили да были две подружки Таня и Алёнка. Алёнка дала Тане поиграть свою куклу. Когда Таня гуляла, собака схватила куклу и утащила её в лес. Подружки очень расстроились. Бабушка Тани обещала девочкам сшить новую куклу.
…Бабушка сидела у окна и шила. А около неё на лавке лежал мешочек с лоскутками. Алёнка тихонько толкнула Таню:
— Спроси про куклу-то.
— Бабушка, — сказала Таня, — ты всё какие-то заплатки пришиваешь, а про куклу и забыла совсем!
— Забыла, как бы не так! — ответила бабушка. — А что же я, по-твоему, делаю?
— А что – куклу? Да?
Таня и Алёнка так и присмолились к бабушке, так и приклеились:
— Бабушка новую куклу шьёт!
А у бабушки кукла-то почти готова была. И руки, и ноги сделаны, и светлая коса из чистого льна – заплетать можно. Осталось только одеть куклу да лицо намалевать. Из синего сатина бабушка сшила кукле юбку, а кофту сделала из жёлтого атласа. Потом бабушка взяла чёрный карандаш, нарисовала кукле брови, глаза, нос. А красным карандашом нарисовала губы и сделала густой круглый румянец.
— Нате, готова!
Алёнка бережно взяла куклу. Она глядела на неё и глаз не могла отвести – до чего нарядна, до чего хороша!
Тане тоже понравилась новая кукла.
— А ту когда-нибудь тоже отыщем, — сказала она. — А то ведь как ей там одной... в лесу?
Но счастливая Алёнка уже и думать забыла о старой кукле. Она только кивнула головой в ответ и пошла домой показывать всем свою румяную красавицу.
Сказка
Елена Кустова
«Когда плачут игрушки».
Задачи. Познакомить детей со сказкой Елены Кустовой «Когда плачут игрушки». Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказку. Показать детям, что игрушки – это друзья, о которых нужно заботиться. Воспитывать аккуратность, желание убирать игрушки после игры в отведённое для них место.
Чтение.
— Дети, сядем рядком, да послушаем ладком. Расскажу я вам то ли быль, то ли сказку.
«Когда плачут игрушки».
Ночью Машенька проснулась от тихого плача. Сначала она не могла понять, откуда доносится плач? В комнате, кроме неё никого не было. Во всяком случае, когда Машенька ложилась спать, к ней никто не заходил. Девочка лежала тихо и пыталась определить, кто нарушил её сон?
И вдруг из-под кровати донеслось: "Моя хозяйка не любит меня. Когда меня ей подарили, Машенька меня поцеловала, гладила моё красивое платье и обещала никогда не бросать. А сейчас, посмотрите на меня – волосы не расчёсаны, платье грязное, одной туфельки нет, а лицо? Я уже забыла, когда меня умывали!".
— И меня хозяйка не любит! — запищал Микки-Маус. — Посмотри, у меня нет одного глаза! Знаешь, как неудобно смотреть одним глазом?
— И меня Машенька не любит! — протявкала когда-то белая собачонка. Правда, она уже не была белой, и лапку ей давно оторвали.
— И меня не любят, и меня, и меня, — неслось со всех сторон.
Машеньке было жутко. Она поняла, что это говорят её игрушки. Но ведь они не умеют разговаривать? И тут вдруг Машенька вспомнила, что как-то ей мама говорила о том, что по ночам все игрушки оживают и ведут свою игрушечную жизнь. Неужели это правда? Машенька открыла глаза и осторожно стала осматриваться. Игрушки сидели возле её кроватки, а ведь Машенька помнила, что вечером она смотрела мультики, и ей было лень убираться в комнате. Кто же посадил игрушки в кружок?
— Наша хозяйка плохая девочка, — пробурчал старый потрёпанный медведь.
— Надо нам уходить от неё, — строго сказал пластмассовый Дед Мороз.
— Машенька не плохая, она просто очень ленивая девочка, — заступилась за девочку новая игрушка, рыжая лисичка.
— Давайте дадим ей последний шанс, — предложила кукла Мальвина. — Если Машенька не приведёт нас в порядок, мы все от неё уйдём. Нам не нужна такая хозяйка.
Машеньке было очень стыдно. Только сейчас она поняла, как плохо заботилась о своих игрушках. Засыпая Машенька пообещала, что теперь все будет по-другому.
Утром Машенька увидела в своей комнате разбросанные игрушки, Микки-Мауса без глаза, собачку с оторванной лапкой. Наскоро позавтракав, девочка взялась за дело. Сначала она вымыла всех кукол, попросила маму выстирать все мягкие игрушки, навела порядок в кукольном уголке, красиво расставила посуду. На вопрос мамы, что-же случилось с дочкой, она серьёзно ответила: "Они ведь тоже живые!"
Вечером, перед сном, Машенька уложила к себе в кроватку кукол, пожелала всем игрушкам спокойной ночи и крепко заснула. Папа, увидев, что дочке тесно с игрушками, пообещал сделать куклам кроватку. С тех пор игрушки по ночам больше не плакали.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком.
Вопросы к детям.
Почему игрушки обиделись на Машеньку?
Что сказал о Машеньке старый потрёпанный медведь?
— Наша хозяйка плохая девочка, — пробурчал старый потрёпанный медведь.
— Надо нам уходить от неё, — строго сказал пластмассовый Дед Мороз.
— Машенька не плохая, она просто очень ленивая девочка, — заступилась за девочку новая игрушка, рыжая лисичка.
— Давайте дадим ей последний шанс, — предложила кукла Мальвина. — Если Машенька не приведёт нас в порядок, мы все от неё уйдём. Нам не нужна такая хозяйка.
Какие чувства испытывала Машенька, когда услышала разговор игрушек?
— Машеньке было очень стыдно. Только сейчас она поняла, как плохо заботилась о своих игрушках.
— Наскоро позавтракав, девочка взялась за дело. Сначала она вымыла всех кукол, попросила маму выстирать все мягкие игрушки, навела порядок в кукольном уголке, красиво расставила посуду. На вопрос мамы, что-же случилось с дочкой, она серьёзно ответила: "Они ведь тоже живые!"
Игрушки – наши друзья. Дети, как вы заботитесь о своих друзьях?
Педагог выслушивает рассказы всех детей.
— Дети, игрушки – наши друзья. Игрушки не ломаем, всегда после игры на место убираем.
Стихотворения
Ольга Ивановна Высотская «Детский сад». Мы приходим в детский сад, Там игрушки стоят. Паровоз, Пароход Дожидаются ребят. Там картинки на стене И цветы на окне. Захочу – Поскачу На игрушечном коне! В этом доме все для нас – Сказки, песня и рассказ, Шумный пляс, Тихий час, – В этом доме все для нас! Вот какой хороший дом! В нем растём мы с каждым днём. А когда Подрастём, Вместе в школу пойдём! | Сергей Анатольевич Махотин «Старшая группа». Старшая группа – что это значит? Значит, никто уже утром не плачет, Суп не прольёт на рубашку никто, Все надевать научились пальто, Даже ботинки С тугими шнурками Не доверяют Ни папе, Ни маме. |
Агния Львовна Барто «Гуси-лебеди». Малыши среди двора Хоровод водили. В гуси-лебеди игра, Серый волк – Василий. — Гуси-лебеди, домой, Серый волк под горой! — Волк на них и не глядит, Волк на лавочке сидит. Собрались вокруг него Лебеди и гуси. — Почему ты нас не ешь? — Говорит Маруся. — Раз ты волк, Так ты не трусь! — Закричал на волка гусь. — От такого волка Никакого толка! Волк ответил: — Я не трушу, Нападу на вас сейчас, Я доем стачала грушу, А потом примусь за вас! |
Нина Петровна Найдёнова «Новая девочка». Девочка новая В детском саду. К девочке новой Сейчас подойду. — Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной. Вот наши игрушки, Вот слон заводной. Вот видишь – Его я ключом завела, Сейчас он пройдёт От стены до стола. Вот кубики наши, Мы строим дома. Ты тоже научишься Строить сама! Пойдём, я к ребятам Тебя отведу. Всем девочкам нравится В детском саду! |
Игровая ситуация
«Путешествие по нашей группе».
Задачи. Обратить внимание детей на своеобразие оформления группы. Вызывать стремление поддерживать чистоту и порядок в группе. Формировать умение детей ориентироваться в ближайшем окружении. Расширять представления ребёнка о себе как о члене коллектива.
Игра.
— Дети, вы теперь не малыши, а старшие дети нашего детского сада. Наша группа называется старшая группа. Все мы одна большая семья. И я приглашаю нашу большую семью в удивительное путешествие в необыкновенную страну. А путешествие это не в далёкие страны, а по нашей групповой комнате. Только самые внимательные дети заметят необычное оформление нашей групповой комнаты, интересные предметы и игрушки. Итак, путешествие начинается, мы идём по комнате тихонечко, не толкаемся, не кричим, внимательно слушаем гида. Гид – это человек, сопровождающий экскурсантов и объясняющий то, что они видят. Можно в роли гида сегодня буду я?
Педагог проводит детей по групповой комнате, объясняя назначение центров творчества. Знакомит с правилами игры в центрах. Обращает внимание на оформление группы.
— Дети, вам понравилась наша групповая комната?
— Что привлекло ваше внимание?
— Похожа наша групповая комната на вашу комнату дома?
— Дети, что нужно делать, чтобы в нашей групповой комнате всегда была чистота и порядок?
— Дети, чтобы наша группа всегда красивой была, нужно комнату в чистоте и порядке содержать, все игрушки на место убирать, мусор на пол не бросать.
Игровой тренинг
«Я очень хороший».
(С подгруппой детей).
Задача. Способствовать повышению самооценки у детей.
Игра.
— Дети, как вы считаете, вы хорошие дети? (ответы детей).
— Дети, спросим себя и друг друга: «Я очень хороший?»
Дети выполняют задание, задают вопрос хором и поочерёдно. Педагог контролируют, чтобы дети произносили фразу с вопросительной интонацией.
— Я считаю, что вы очень хорошие дети!
— Дети, скажем дружно, скажем вместе громко-громко: «Я очень хороший».
Дети выполняют задание.
— Дети, скажем дружно, скажем вместе тихо-тихо: «Я очень хороший». Дети выполняют задание.
— Дети, поднимем правую руку вверх, погладим себя по волосам и скажем нежно, ласково: «Я очень хороший». Дети выполняют задание.
Экскурсия по детскому саду
«Волшебная страна».
Задачи. Вызвать интерес детей к ближайшей окружающей среде: помещениям детского сада. Обращать внимание на своеобразие оформления разных помещений, формировать понимание детей зависимости оформления помещения от его функций. Формировать умение ориентироваться в ближайшем окружении. Закреплять правила безопасного передвижения в помещении. Воспитывать любовь к детскому саду.
Экскурсия.
Детский сад – страна детей,
Здесь найдёшь себе друзей.
Детский сад – волшебная страна,
Нас с тобою ждут чудеса.
— Дети, сегодня нас ждёт удивительное путешествие в волшебную страну, полную чудес и тайн. Это страна – наш детский сад. Но сначала мы познакомимся с Правилами передвижения по Волшебной стране.
Правила передвижения по Волшебной стране.
Спокойно спускаемся и поднимаемся по лестнице, держась за перила.
Дети, как вы думаете, почему?
Никого не толкаем, не обгоняем во время движения.
Дети, как вы считаете, почему?
Открываем и закрываем двери, держась за дверную ручку.
Дети, как вы думаете, почему?
Придерживаем дверь, если за вами идут другие дети или взрослые.
Дети, как вы считаете, почему?
По коридорам волшебной страны не бежим, идём по правой стороне.
Чтобы не мешать движению других жителей волшебной страны.
В коридорах волшебной страны ведём себя очень тихо, не кричим.
Чтобы не мешать жителям волшебной страны работать.
Если мы встретим жителей Волшебной страны, не забудем сказать: «Здравствуйте!» или «Добрый день!» Дети, как вы считаете, почему?
— Дети, вы готовы к путешествию?
— По дороге будьте внимательны, замечайте красоту Волшебной страны.
Педагог проводит детей по помещениям детского сада, например, музыкальный зал, физкультурный зал. Обращает внимание на своеобразие оформления каждого помещения, интересуется мнением детей, почему именно так оформлен зал.
Обязательно вместе с детьми рассмотрите оформление коридоров детского сада, предложите детям определить, почему именно так оформлен коридор в том или ином месте.
Маргарита Ильинична Ивенсен
«К нам гости пришли».
К нам гости пришли, Дорогие пришли, Мы не зря кисель варили, Пироги пекли. С морковкой пирог, И с капустой пирог, А который без начинки – Самый вкусный пирог. А сейчас вдвоём Мы для вас споем. | Вы похлопайте в ладоши – Мы плясать пойдём. Ты топни ногой, Да притопни другой, Я волчком кружиться стану, А ты так постой. Наш детский сад Дружбой славится, Приходите, гости, чаще, Если нравится! |
Арон Борисович Гангов
«Встали на зарядку».
Задачи. Поддерживать интерес детей к утренней зарядке. Продолжать развивать речь как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Развивать умение соблюдать этику общения. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение
«Встали на зарядку».
Солнце красное проснулось, В гости к нам пришло с утра. Всем ребятам улыбнулось: — На зарядку нам пора. Раз-два, встали на зарядку! Ну-ка, дружно, ну-ка, по порядку! Раз-два, делаем вот так, А потом вот так! Физкультурой заниматься Никому из нас не лень. Надо с детства закаляться, Начинать с зарядки день. | Раз-два, встали на зарядку! Ну-ка, дружно, ну-ка, по порядку! Раз-два, делаем вот так, А потом вот так! Для чего нужна зарядка? – Это вовсе не загадка – Чтобы силу развивать И весь день не уставать. Раз-два, встали на зарядку! Ну-ка, дружно, ну-ка, по порядку! Раз-два, делаем вот так, А потом вот так! |
— Дети, к разговору приглашаю, мнение ваше услышать желаю. Как вы считаете, зачем нужна утренняя зарядка?
Педагог подбадривает детей.
— А ты, … (имя ребёнка), как считаешь! Нам важно знать, что думает каждый человек.
Педагог выслушивает высказывания всех детей, поощряет детей, которые внимательно выслушивают мнение товарищей. Подводит итог сказанному.
— Дети, утренняя зарядка – очень важна, энергией заряжает нас она. Здоровья улучшает, жизненные силы повышает.
Нина Петровна Найдёнова
«Наши игрушки».
Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабан, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
Мы наши игрушки не бьём, не ломаем,
Их у товарищей не отнимаем.
Наши игрушки стоят на виду, –
Все у нас общее в детском саду.
Вопросы к детям.
— Дети, что такое игрушка?
— Игрушка – это предмет для игры.
— Дети, а в нашем детском саду есть игрушки?
— В какие игрушки вы любите играть?
Если дети называют игры, а не игрушки, педагог поясняет отличие игрушки от игры. Игрушка – это предмет.
— Дети, как вы относитесь к игрушкам?
— Мы наши игрушки не бьём, не ломаем, их у товарищей не отнимаем.
— Дети, как вы считаете, почему к игрушкам нужно бережно относится?
— Игрушки – это не просто предмет. Игрушки – наши друзья и помощники в играх. А мы не обижаем своих друзей.
Валентина Николаевна Донникова
«Токарь по дереву».
Мама из дерева точит игрушки,
Любит работать она для ребят.
Станут на полку матрёшки–толстушки
И пирамидки построятся в ряд.
Вертится быстро в станке чурбачок –
Мама резцом вырезает бочок.
Точит и точит игрушку кругом…
Снимет, поставит с другими рядком.
Спорится дело у мамы в руках –
Сколько игрушек сойдёт со станка!
Чашки, грибочки, матрёшки, шары –
Всё для ребят, для весёлой игры!
Задача. Вызвать интерес детей к народной игрушке.
— Дети, в давние-давние времена появились первые игрушки. Если люди жили в лесу – где много деревьев, то игрушки вырезали из дерева. Если возле реки, где есть подходящая глина, то игрушки лепили из глины. Самые лучшие игрушки стали знамениты на весь мир. Это русские народные игрушки: деревянные богородские игрушки, глиняные дымковские, каргопольские, филимоновские.
Показать детям народные игрушки.
Богородские, дымковские, каргопольские, филимоновские.
Ольга Шарко «Богородская игрушка». В Богородске городке Все гуляют налегке, На широких улицах Никогда не хмурятся. Там из липовой доски Есть лекарство от тоски: Потому что стар и млад, Всем игрушки мастерят. Даже древние старушки Ловко делают игрушки. Веселись, честной народ: С мужичком медведь куёт! Молотком по наковальне То кузнец, то мишка бьёт. Поглядите-ка, ребята, Как в поход идут солдаты, А за ними во весь дух Мчится встрёпанный петух: — КукарЕку! КукарЕку! Вы куда пошли за рЕку? — Кукареку! Ко-ко-ко! Куд-куда так далеко? В Богородске мастер сам Сочиняет чудеса: Здесь игрушки оживают, Небывалое бывает. Приезжайте, посмотрите, Чудеса домой берите! | Ольга Шарко «Каргопольская игрушка». Ах, игрушки Каргополья, Как люблю смотреть на вас! Развесёлое раздолье, Ярких красок перепляс! Вы как будто не из глины, А из сказки созданы, И с далёких пор былинных Нам для радости даны. Бережёт нас Берегиня, Охраняет Конь-Полкан – Самый сильный и поныне Справедливый великан, Ну, а если надо очень Чтобы в жизни повезло – Конь двуглавый днём и ночью Различит добро и зло. Дарят людям тарарушки Мир и счастье сотни лет! Каргопольские игрушки, Лучше вас на свете нет! |
Ольга Шарко «Филимоновская уточка». Ой, свистулечка какая: Утка полосатая! Необычная, смешная И чуть-чуть пузатая! — Подожди минуточку! Ты откуда, уточка? Уточка свистит моя: — Филимоновская я! |
Выставка «Русская народная игрушка».
Задача. Расширять знания детей о русской народной игрушке.
Экспонаты выставки: дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские игрушки, куклы из соломы, матрёшки. Матрёшки для каждого ребёнка.
Беседа.
— Дети, сегодня у нас выставка русской народной игрушки.
Дети рассматривают игрушки, педагог отвечает на вопросы детей.
— Дети, вы знаете, как появилась детские игрушки?
— Игрушки появились давным-давно. В далёкие, далёкие времена детских садов не было. Чтобы дети дома не скучали, да работать взрослым не мешали, родители детям игрушки придумывали. Что было под рукой из того и игрушку делали. Если жили возле реки, где есть глина, лепили глиняные игрушки. Если жили в лесу, вырезали игрушки из дерева. А то просто возьмут клок соломы, да и куколку сплетут. Дети, из чего сделаны игрушки на нашей выставке?
— Со временем появились мастера, у которых получались необычные, своеобразные, оригинальные игрушки. Слава о таких мастерах не только по всей Руси шла, но и по всему миру. Издалека приезжали люди полюбоваться дымковской, филимоновской, богородской, каргопольской игрушкой. Полюбоваться да купить своим детям в подарок. Дети, что бы вы хотели ещё узнать о русской народной игрушке?
Педагог отвечает на вопросы детей, предлагает задать вопрос малоактивным детям, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.
Анна Алексеевна Рождественская
«Подружки».
Загадка
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят в друг дружке
А всего одна игрушка.
Педагог показывает детям матрёшку, разбирает её, составляя семейку матрёшек.
Педагог предлагает детям взять матрёшек из коробки.
— Русская матрёшка знаменита на весь мир. Дети, из какого материала сделаны матрёшки?
— Русская матрёшка – это деревянная игрушка. Дети, как вы думаете, в чём красота матрёшки?
— Матрёшку росписью украшали, удивительные цветы на матрёшке рисовали. Дети, как вы считаете, в чём секрет популярности матрёшки?
— Матрёшка – одна, но секрет скрывает она. Матрёшку открываем, новую матрёшку встречаем. Педагог раскрывает матрёшку и достаёт всех матрёшек. Соединяет части матрёшек и выставляет семью матрёшек на столе.
— И вот уже матрёшка не одна, а целая семья. Дети, что мы узнали о русской матрёшке?
— Русская матрёшка – это деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.
Юля Володина
«Матрёшки».
Давай-ка с тобой Поиграем немножко: В матрёшке большой есть Поменьше матрёшка. Цветастое платье, Румяные щёчки! Её открываем – В ней прячется дочка. | Матрёшки танцуют, Матрёшки смеются И радостно просят Тебя улыбнуться! Они к тебе прыгают Прямо в ладошки — Какие весёлые Эти матрёшки! |
Педагог предлагает детям поиграть с матрёшкой.
Эмма Эфраимовна Мошковская
«Хитрые старушки».
Наверно, у старушек полным-полно игрушек! Матрёшек и петрушек и заводных лягушек. Но хитрые старушки припрятали игрушки и сели в уголок вязать себе чулок и гладить свою кошку, и охать понарошку. А сами только ждут, Когда же все уйдут! И в тот же миг Старушки – прыг! Летит чулок под потолок! | И достают старушки слона из-под подушки, и куклу, и жирафа, и мячик из-под шкафа. Но только в дверь – звонок, они берут чулок… и держатся за спицы потом – за поясницы… И думают старушки – не знает про игрушки никто-никто в квартире и даже в целом мире! |
Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программами «От рождения до школы», «Детство».
Надежда Григорьева
«Сутки».
— Утро, день, вечер, ночь – это сутки. Утро, день, вечер, ночь друг друга не обгоняют, друг за другом шагают.
— Дети, когда люди утром встречаются, они говорят друг другу «Доброе утро!» Расскажите мне, друзья, что мы делаем утром?
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
— Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь…
— Дети, утром мы просыпаемся, поднимаемся. одеваемся, умываемся, зарядкой заряжаемся, завтракаем, занимаемся.
— Дети, когда люди днём встречаются, они говорят друг другу «Добрый день!» Расскажите мне, друзья, что мы делаем днём?
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Всех обедать приглашают.
Дальше, дальше день бежит,
Нам пословица гласит:
— Долог день до вечера,
Когда делать нечего…
— Дети, днём мы гуляем, обедаем, отдыхаем, трудимся, играем.
— Дети, когда люди вечером встречаются, они говорят друг другу «Добрый вечер!» Расскажите мне, друзья, что мы делаем вечером?
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам – вкусный ужин.
— Дети, вечером мы ужинаем, гуляем, общаемся с близкими, играем, готовимся ко сну.
— Дети, перед сном люди говорят друг другу «Спокойной ночи!» Расскажите мне, друзья, что мы делаем ночью?
Ночью на небе – луна,
Очень строгая она:
Наблюдает – все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем – спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора.
— Дети, утро, день, вечер, ночь – это сутки.
Малые формы фольклора
Беседа «Сутки».
Задачи. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки. Рассказать о значении солнца в смене частей суток. Расширять представления детей о деятельности людей в разное время суток. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ педагога.
Игровой материал. Презентация Волкова Н. А. «Сутки», часть 1.
Беседа.
— Далеко – далеко в космосе живёт Солнышко. Дети, что дарит нам Солнце?
— Солнце землю осмотрело, каждый луч оставил след. В мире нет важнее дела, чем дарить тепло и свет. Свет и тепло Солнца нужны всем: людям, животным, растениям. Солнце по небу гуляет, Землю освещает. Ночью Солнышко не видать, ушло оно спать.
Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
— Утро. Восход. Солнце всходит на небо.
Свети, свети, солнышко,
На зелёное полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
— День. Солнце по небу гуляет, Землю освещает.
Солнце, солнце,
уходи до утра.
Всем ребятам
спать пора, спать пора.
— Вечер. Закат. Солнце закатывается за горизонт.
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
— Ночью на небе Луна, верный спутник Земли она.
Скороговорка – это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка”.
Занимательная игра
«В краю Скороговория».
«Зайка».
Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Закреплять умение отчётливо произносить согласный звук "з". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять в передаче ритмического рисунка слов. Развивать память детей.
Игра.
Понедельник. Знакомство со скороговоркой.
— Дети, в край Скороговория приглашаю, с новой скороговоркой познакомить обещаю.
Педагог читает скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.
Зоиного забавного зайку
все зовут Зазнайкой.
— Дети, Зоиного какого зайку все зовут Зазнайкой?
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.
— Зоиного забавного зайку все зовут Зазнайкой. Дети, Зоиного забавного зайку кто зовёт Зазнайкой?
— Зоиного забавного зайку все зовут Зазнайкой. Дети, Зоиного забавного зайку все зовут как?
— Зоиного забавного зайку все зовут Зазнайкой.
— Дети, кто самостоятельно прочитает скороговорку.
Зоиного забавного зайку
все зовут Зазнайкой.
Желающие дети читают скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "з".
— Чудесно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.
Вторник. Школа актёрского мастерства.
Педагог читает скороговорку.
Зоиного забавного зайку
все зовут Зазнайкой.
— Дети, открываем Школу актёрского мастерства. Мы произнесём скороговорку с разной интонацией. Один актёр удивлённо спросит: Зоиного забавного зайку все зовут Зазнайкой? А другой грустно ответит: Зоиного забавного зайку все зовут Зазнайкой.
— Дети, кто хочет выступить на сцене?
Педагог приглашает на сцену поочерёдно детей парами.
— Актёры, не забывайте, скороговорку нужно произносить, чётко проговаривая все слова.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "з".
— Прекрасно, дети! Скороговорку запоминали, как актёры читали.
Среда. Ритмический рисунок.
Педагог читает скороговорку.
Зоиного забавного зайку
все зовут Зазнайкой.
— Дети, познакомимся с ритмом скороговорки. Мы произносим скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова.
Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки (слог-хлопок), делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки и поддерживали ритм. Затем педагог повторяет скороговорку, ускоряя ритм. Дети произносят скороговорку вместе с педагогом.
— Восхитительно, дети! Ритм скороговорки поймали, чётко повторяли.
Четверг. Конкурс чтецов.
Педагог читает скороговорку.
Зоиного забавного зайку
все зовут Зазнайкой.
— Дети, «Конкурс чтецов» открываю, скороговорку повторить предлагаю. Не забывайте дети, скороговорку произносим, чётко проговаривая все слова. Начинаю я.
Педагог произносит скороговорку. Все дети по очереди читают скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова.
— Потрясающе, дети! Скороговорку быстро читали, чётко слова сказали.
Пятница. Игра «Раз, два, три, быстро повтори».
— Дети, игру «Раз, два, три…» начинаем, скороговорку быстро повторяем. Вот так.
Зоиного забавного зайку
все зовут Зазнайкой.
Педагог произносит скороговорку в быстром темпе.
Раз, два, три! Раз, два, три!
Скороговорку быстро, чётко повтори!
Желающие дети читают скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова.
— Замечательно, дети! Скороговорку быстро повторяли, слова не потеряли.
Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день.
Совет педагогу. Если ребёнок стесняется при всех повторять скороговорку, с ним педагог повторяет скороговорку индивидуально.
Пальчиковая игра «Игрушки».
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными и существительными, обозначающими названия игрушек. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.
Игра.
— Дети, в пальчиковую игру играем, игрушки называем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривая названия игрушек.
Много игрушек в детском саду, | Раскрываем кулачки, покажем ладони обеих рук. | |
Наши игрушки стоят на виду: | Покрутим кистями рук. | |
пластмассовые куклы, деревянные матрёшки, пушистые зайцы, плюшевые мишки, резиновые мячи. | Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу, прижимая подушечки пальцев. (Дети проговаривают названия игрушек). |
воздушные шары, весёлые клоуны, маленькие машины, большие слоны, разные кубики. | Парное касание пальцев от мизинцев к большому пальцу, прижимая подушечки пальцев. (Дети проговаривают названия игрушек). |
Мы наши игрушки не бьём, не ломаем, | Сжимаем и разжимаем пальчики в кулачки на правой и левой руке. | |
Их у товарищей не отнимаем. | Делаем хватательные движения. | |
На место всегда прибираем. | Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. | |
— Замечательно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, о игрушках рассказали.
Подвижная игра
«Мы весёлые ребята».
Задачи. Поддерживать интерес детей к детскому фольклору. Упражнять детей в беге врассыпную. Развивать ловкость детей, увёртливость, быстроту реакции. Воспитывать в детях честность, справедливость в играх со сверстниками. Обращать внимание детей на правила безопасного поведения в игре.
Подготовка к игре. На участке чертой в противоположных концах отмечены домики. Один из домов может быть веранда. Сбоку площадки кругом отмечен домик ловишки.
Игра.
Закличка
Раз, два, три, четыре, пять,
Приглашаю вас играть.
— Дети, игра называется «Мы весёлые ребята». Весёлые ребята живут в домике (на веранде). Каждый день они весело бегут в детский сад.
Педагог показывает детям черту за которой находится «детский сад».
— А вот здесь живёт Капризка. Педагог показывает круг – домик Капризки.
— Весёлые ребята Капризке говорят.
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три — лови!
— И бегут из одного дома в другой. Цель Капризки поймать как можно больше детей. Капризка детей за плечо или спину задевает, за одежду не хватает. Кого Капризка задел, честно поступают, в домик к Капризке шагают. Капризка черту не переступает, кто до дома добежал, того не задевает. Педагог показывает детям дом и линию, до которой Капризка может поймать детей.
— Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Правила игры:
бежать только после слова «Лови!»;
Капризка только касается рукой играющих детей;
если Капризка задел тебя, нужно остановиться и отойти к домику Капризки;
Капризка не ловит тех, кто пересёк черту;
бежим, не наталкиваясь друг на друга, в сторону домика.
— Дети, напомню вам правила безопасности.
Правила безопасности в подвижной игре:
о безопасности не забываем, столкновения избегаем;
только на площадке играем, за границу не убегаем;
друг друга не толкаем, за одежду не хватаем.
— Дети выберем Капризку считалкой.
Считалочка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть
Шесть, семь, восемь,
У тебя сейчас мы спросим.
Кто Капризка? Угадай!
Ну-ка, быстро отвечай!
Ребёнок, на котором остановился счёт, поднимает руку и кричит «Я».
— Дети, внимание! Игра начинается!
Педагог контролирует соблюдения правил игры. Когда все дети добежали до «Детского сада» и ловишка вернулся в свой домик, педагог предлагает детям вернуться домой, повторив текст.
Мы весёлые ребята,
Любим бегать и играть.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз, два, три — лови!
После повторной перебежки педагог предлагает Капризке посчитать, сколько детей он поймал. Затем Капризка выбирает нового Капризку из тех детей, кто на веранде. Пойманные Капризкой дети возвращаются в игру.
Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
Весёлые упражнения «Дымковская игрушка».
Задачи. Поддерживать интерес детей к народной игрушке. Развивать общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте,
движения за мной повторяйте, рассказ запоминайте.
Педагог читает текст и показывает движения,
дети выполняют движения вместе с педагогом.
Чудо-расчудесное в Дымково живёт. По улицам гуляет, всех удивляет. | Руки в стороны. Ходьба на месте. |
Вот козлик рогатый бородой трясёт, А за ним дымковский конь идёт. | Руки на пояс, наклон головы вперёд – назад. Ходьба на месте с высоким подниманием колена |
Вот бежит собачка Жучка, Хвостик закорючка. | Бег на месте. |
А у барана крутые рога, Ими он ловко бодает врага. | Наклон, пальцами рук оказать рога. Повороты головы влево – вправо. |
Барышни и кавалеры гуляют, Дымковскую роспись представляют. | Руки на пояс, повороты туловища, влево-вправо |
По желанию детей упражнения повторяются.
Воспитание дружеские взаимоотношения между детьми
«Добрый совет».
Задачи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Формировать умение детей вести себя в соответствии с правилами поведения. Напомнить правила поведения в детском саду.
Добрый совет «Ссоры не затевайте».
— Дети, добрый совет вам предлагаю, правила поведения напоминаю. Правила дружных детей соблюдайте – ссоры не затевайте.
Добрый совет «Честно играйте».
— Дети, добрый совет вам предлагаю, правила поведения напоминаю. Правила дружных детей соблюдайте – честно играйте.
Добрый совет «Никого не обижайте».
— Дети, добрый совет вам предлагаю, правила поведения напоминаю. Правила дружных детей соблюдайте – никого не обижайте.
Добрый совет «Друзьям помогайте».
— Дети, добрый совет вам предлагаю, правила поведения напоминаю. Правила дружных детей соблюдайте – друзьям помогайте.
Добрый совет «Без спроса не бери чужое!»
— Дети, добрый совет вам предлагаю, правила поведения напоминаю. Запомни правило простое: без спроса не бери чужое!
Добрый совет «Чужое не отнимайте».
— Дети, добрый совет вам предлагаю, правила поведения напоминаю. Правила дружных детей соблюдайте – чужого не отнимайте, но и своё не отдавайте.
Игровое упражнение
«Я рада тебя видеть».
Задача. Формировать у детей чувство уверенности в новой обстановке.
Игровой материал. Волшебный цветок.
Игра.
Дети встают по кругу. Педагог, передавая цветок рядом стоящему ребёнку, говорят: «Я рада тебя видеть… (имя ребёнка)». Ребёнок передаёт цветок соседу, повторяет фразу: «Я рад(а) тебя видеть… (имя ребёнка)».
Русская народная пословица
Трудовое поручение «Кукольный домик».
(Для девочек).
Задачи. Поддерживать желание девочек постоянно и своевременно поддерживать порядок в кукольном домике. Формировать умение детей договариваться о распределение обязанностей. Развивать умение доводить начатое дело до конца. Воспитывать ответственное отношение детей к порученному делу.
Беседа.
— Девочки, в кукольном домике беспорядок наблюдаю, порядок навести предлагаю. Кто желает? Желающие девочки подходят к педагогу.
— Девочки, что нужно сделать, чтобы в домике стало уютно и красиво?
— Куколок наряжаем, причесать не забываем. Мебель красиво расставляем, столы накрываем. Девочки обязанности распределяем, кто за что отвечает назначаем.
Педагог помогает детям распределить обязанности. Дети самостоятельно выполняют трудовое поручение. Педагог контролирует, чтобы дети доводили начатое дело до конца.
— Девочки, народную мудрость вам напоминаю, добра желаю. Издавна в народе говорят: Поспешишь – людей насмешишь. Задание не спеша, хорошо выполняйте, на полдороге не бросайте.
По окончание работы предлагает девочкам оценить результаты своего труда.
— Прелестно, девочки! Как уютно и красиво стало в кукольном домике! А куклы-то красавицы, аккуратно одеты да причёсаны. Красота! Девочки, вам нравится?
— А что нужно делать, чтобы в кукольном домике всегда было красиво и уютно?
— Я думаю, что вы, девочки, всегда будете поддерживать порядок в кукольном домике.
Игровая ситуация «Интервью».
«Расскажи о своей группе».
Задачи. Поощрять попытки детей делиться с педагогом разнообразными впечатлениями. Формировать умение строить высказывания.
Игровой материал. Микрофон или диктофон.
Разговор.
Педагог подходит к ребёнку. (Желательно подходить к детям, которые не адекватно себя ведут: агрессивное поведение, по отношению к другим детям или ребёнок сидит в одиночестве, ничем не занят или грустит).
— Разрешите представиться, я корреспондент журнала «Колобок» (назвать своё имя отчество). Я хотела бы взять у Вас интервью. Вы не возражаете, если я запишу наш разговор на диктофон?
— Нашим читателям интересно узнать о Вашем детском саде, о детях группы … (назвать группу). (Рассказ ребёнка).
В процессе разговора педагог задаёт наводящие вопросы, помогает подбирать слова, строить высказывания.
— Большое спасибо! Ваш рассказ замечательный. Я думаю, наши читатели с удовольствием прочитают Ваше интервью.
Желательно, что бы в группе действительно было печатное издание для родителей, где публиковались интервью, рассказы, стихи детей.
Источники художественных произведений.
Журнал "Гусельки", выпуск 76. Москва, «Советский композитор», 1985 г.
Журнал "Мурзилка", 1950, № 3. Москва, «Молодая гвардия», 1950 г.
Баруздин С. А. «Про Светлану» Москва, Детгиз, 1955 г.
Барто А. Л. «Я знаю, что надо придумать». Москва, Детгиз, 1956 г.
Воронкова Л. Ф. «Солнечный денёк». Москва, «Детская литература», 1971 г.
Драгунский В.Ю. «Друг детства». Москва, «Детская литература», 1972 г.
Махотин С. А. «Старшая группа». Москва, «Детская литература», 1988 г.
Мошковская Э. Э. «Хитрые старушки». Москва, «Диафильм», 1975 г.
Павлова Н. Н. «Послушай, прочитай – перескажи». Москва, Библиотека Ильи Резника, 2004 г.
Рождественская А. А. «Сто загадок – сто отгадок». Москва, «Малыш», 1972 г.
Сборник «Запел петушок». Составитель Л.Н. Елисеева. Москва, «Малыш», 1978 г.
Сборник «Круглый год – 1950 год». Москва – Ленинград, Детгиз, 1949 г.
Сборник «Круглый год – 1956 год». Москва, Детгиз, 1955 г.
Сборник «Ладушки». Русские народные сказки, песенки, потешки. Москва, «Детская литература», 1964 г.
Сборник «Музыка в детском саду». Выпуск 4. Москва, «Музыка», 1966 г.