Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
(дошкольное отделение)
Консультация для воспитателей
«Утренняя гимнастика в разных возрастных группах».
Составила:
инструктор по
физической культуре
Кравчёнок С. И.
г. Ангарск, 2021
«
Гимнастика, физические упражнения,
ходьба должны войти в быт каждого,
кто хочет сохранить здоровье,
полноценную и радостную жизнь».
Гиппократ
Здоровье дошкольников – одна из приоритетных задач современного государства. Задачей педагогов и инструкторов по физическому воспитанию является сохранность и укрепление здоровья воспитанников.
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, обязательная часть ежедневного режима ребёнка в детском саду. Систематическое проведение её под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность.
Цель утренней гимнастики: создание положительного эмоционального настроя и сплочение детского коллектива.
Утренняя гимнастика в детском саду - это организованный момент в начале дня, она проводится до завтрака.
Утренняя гимнастика способствует:
- устранению некоторых последствий сна (отечность, вялость, сонливость и т. д.);
- формированию у детей осознанного отношения к здоровому образу жизни;
- изучению и совершенствованию двигательных навыков детей;- увеличению тонуса нервной системы ребенка;
- усилению работы всех органов и систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной, систем желез внутренней секреции и других);
- оздоровлению организма в целом;
- развитию физических качеств и способностей детей; закреплению двигательных навыков;
- развитию у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом;
- воспитанию привычки к ежедневным физическим упражнениям;
- воспитанию умения одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнения под счет.
Какой должна быть утренняя гимнастика?
1.Регулярной, систематической. Оздоровительный эффект достигается с помощью систематического выполнения.
2.Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомления ребенка.
3.Доступной. Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.
4.Постепенной. От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.
Формы проведения утренней гимнастики
традиционная форма с применением общеразвивающих упражнений;
обыгрывание какого-нибудь сюжета («на прогулке», «мы в лес ходили»)
игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов и другие;
с использованием эстафет (старший дошкольный возраст).
Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп мышц (плечевого пояса, туловища, ног, рук и др.). Систематическое повторение упражнений укрепляет двигательный аппарат ребенка.
Длительность утренней гимнастики
• в первой младшей труппе — 4-5 минут
• во второй младшей группе — 5-6 минут
• в средней группе — 6-8 минут
• в старшей группе — 8-10 минут
• в подготовительной группе — 10-12 минут.
Количество упражнений
• в первой младшей группе — 3 - 4 упражнения
• во второй младшей группе — 4 – 5 упражнения
• в средней группе — 5 - 6 упражнений
• в старшей группе — 6 – 7 упражнений
• в подготовительной труппе — 7 - 8 упражнений.
Структура утренней гимнастики
1. Вводная часть. Ходьба и бег:
Инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – 6 - е изд., доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2021.
3 – 4 года – стр 187 – 188
4 – 5 лет – стр 226
5 – 6 лет – стр 272
6 – 7 лет – стр 320.
Решает психологическую задачу: организовать и активизировать внимание детей, вызвать интерес, создать бодрое настроение
2. Основная часть.
1. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей3 – 4 лет. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2020.
2. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 4 – 5 лет. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2020.
3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 5 – 6 лет. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2020.
4. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика: комплексы упражнений для детей 6 – 7 лет. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2020.
В ней формируются двигательные навыки, развивающие физические навыки. Общеразвивающие упражнения могут выполняться как с предметами, так и без них, также может использоваться нестандартное оборудование (самодельные ленты, мешочки, мячики и т.д). ОРУ выполняются в разных исходных положений тела: стоя, сидя, лёжа (на спине, на животе).
3. Заключительная часть. Ходьба в колонне по одному. Бег. Упражнения для плечевого пояса и рук. Малоподвижные игры - М. М. Борисова. Малоподвижные игры и игровые упражнения для занятий с детьми 3 -7 лет. М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2020.
Ее назначение снизить физическую нагрузку, привести ребенка в спокойное состояние.
«Движение – кладовая жизни».
Плутарх.