Просмотр содержимого документа
«Консультация. Характеристика речи детей 4-5 лет»
Тема: «Характеристика речи детей 4 - 5 лет».
Дети 4 – 5-ти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут устанавливать простейшие связи и отражать их в речи.
Словарь увеличивается до 2500 – 3000 слов. Дети начинают активно пользоваться собирательными существительными (посуда, овощи, фрукты). Появляются слова, обозначающие части и детали предметов, существительные – названия профессий, инструментов. Появляются притяжательные прилагательные, а также сравнительная степень прилагательных. Идет усвоение возвратных глаголов и приставочных.
Грамматический строй речи. В возрасте 4 – 5-ти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно – падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Употребляются предлоги в самых разнообразных формах. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах.
Звукопроизношение. Становление нормального звукопроизношения завершается к 5-ти годам. У большинства детей звуки уже введены в речь. Звуки Р и Л еще могут отсутствовать.
Связная речь. Предложения становятся распространенными с однородными дополнениями, обстоятельствами, определениями. При употреблении сложноподчиненных предложений часто опускается главная часть (начинают с союза ПОТОМУ ЧТО). Появляется пересказ прочитанного текста. Речь становится более связной, последовательной. Идет овладение диалогической и монологической формами речи.
Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
Когда обращаться к логопеду.
- если вашему ребенку уже исполнилось пять лет, но он неправильно произносит или заменяет некоторые звуки;
- опускает или не использует в речи предлоги;
- не чувствует ритмическую структуру, мелодию, не учит короткие стихи.
- если он не может связно пересказать рассказ, составить рассказ по серии картинок, рассказать о недавно увиденном (например, поездке в зоопарк).
Важность своевременности логопедической работы объясняется тем, что в школе исправить эту ситуацию оказывается намного сложнее, чем предотвратить ее в дошкольном возрасте.