СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация на тему: «Использование народной мудрости в образовательном процессе с детьми».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Определение цели народной мудрости в  педагогике.  Классификации методов и краткая характеристика групп методов народной мудрости. Пути использования методов народной педагогики в социально-педагогической практике. Краткая характеристика средств народной педагогики (пословицы, загадки, песни, сказки).

Просмотр содержимого документа
«Консультация на тему: «Использование народной мудрости в образовательном процессе с детьми».»

Амвросиевское дошкольное образовательное учреждение № 4 «Теремок»










Консультация на тему:

«Использование народной мудрости в образовательном процессе с детьми».










Подготовила и провела:


Педагог – психолог

Кошелева Н.Н







2018





Цель: Определение цели народной мудрости в педагогике. Классификации методов и краткая характеристика групп методов народной мудрости. Пути использования методов народной педагогики в социально-педагогической практике. Краткая характеристика средств народной педагогики (пословицы, загадки, песни, сказки).

 Неотъемлемой частью творческого вклада множества поколений в культуру народа является народная мудрость, которая определяется как «совокупность педагогических сведений о воспитании ребенка, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и т.п . Насыщенные яркой образностью и выразительностью произведения народной мудрости занимают одно из важных мест в обучении и воспитании детей. Народная мудрость в педагогике имеет значительный развивающий и воспитательный потенциал, воплощенный в доступных для школьников источниках: играх, сказках, песнях, загадках пословицах и поговорках и т.д. В основе многих источников народного воспитания лежит игровая деятельность, имеющая высокий мотивационный эффект для учащихся. Источники народной мудрости в педагогики высоко гуманистичны, незаметно воздействуя на сознание и поведение ребенка, они открывают детям нравственные ценности народа: трудолюбие, милосердие, любовь к человеку, к природе, к родной земле; использование народной педагогики создает условия для умственного развития и саморазвития личности ребенка.

Применение средств народной мудрости в педагогики способствует раскрытию души ребенка, его внутреннего мира, формирует уверенность в себе, интерес к изучению предмета. Самовыражение собственного «Я» происходит без принуждения. В результате ребенок становится свободным, незакомплексованным. Но самое главное – изучение народной культуры очень важно сейчас, когда потеряны многие идеалы, нет уверенности в сегодняшнем дне, а будущее пугает. Поэтому целесообразно обратиться к прошлому, своим истокам, национальным корням, и в то же время обрести надежду, веру в лучшее будущее.

Исследования проблемы народной мудрости в педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития [9].

А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека» [5].

В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводят.

Обратимся к средствам народной педагогики, которые чаще всего используются в учебном процессе. К таким средствам относятся сказки, пословицы, поговорки, афоризмы, загадки и др. Детальное рассмотрение каждого из этих средств поможет оценить их роль в учебном процессе.

  Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. О   Сказки пользуются большой популярностью у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они прочно вошли в детский быт. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. Сказка вызывает у  дошкольников любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.

«Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания, - писал . –Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.» ( «Сердце отдаю детям» Изд. 2-е. Киев. 1972 с 153-154)

  Самыми любимыми у дошкольников становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие сил и др.). Русские народные сказки, такие, как «Василиса прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, непримиримой борьбе добра и зла, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам . Сказки позваляют ненадолго оказаться в царстве вымысла, увидеть, что преподаваемый им предмет может быть не таким уж и непонятным и трудным. Сказки улучшают восприятие детям материала, поскольку такой вид обучения детям преподносят практически с рождения.  Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Считая сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у ребенка, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества.

Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания ,например:

Вот проснулся петушок

Встала курочка.

Поднимайся мой дружок,

Встань мой Юрочка.

***

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

  Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

***

Наши уточки с утра:

Кря, кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га, га, га.

Наши курочки в окно:

Ко – ко – ко, ко – ко – ко.

***

На дубочке, на дубочке

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

  Использование полюбившихся произведений народного творчества в играх значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Разговор персонажей хорошо знакомого произведения дети вполне самостоятельно переносят на действия с другими игрушками – куклами, и т. д. При этом интонацией они пытаются передать характер того или иного персонажа. Помогают закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей - дидактические игры, например «Узнай потешку» (по содержанию картинки надо вспомнить и назвать произведение народного творчества). Практикуются и упражнения с использованием словесных игр по мотивам народного творчества. В ходе разыгрываемого сюжета высказывания детей звучат непосредственно, эмоционально. В таких играх принимают участие даже самые малоактивные дети. На первых порах они просто выполняют речевые указания своих товарищей, но с каждым разом чувствуют все большую уверенность в своих силах и проявляют собственную речевую активность.

 Афоризмы, пословицы, поговорки — неиссякаемый источник народной мудрости. Они отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это проверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий, нравоучений, поучений, заповедей.

Пословицы - не прошлое, а живой голос народа. Народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня, завтра. Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Для использования простейших пословиц или поговорок ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение. Это также весьма благотворно сказывается на развитии ребенка. . Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Их можно использовать в любой ситуации. Они становятся верными помощниками в формировании трудолюбия и дружелюбия. Их можно использовать в различных ситуациях. «От скуки бери дело в руки» – говорит воспитатель и предлагает выполнить посильную работу (навести порядок в кукольном уголке), дети охотно приступают к делу. После того как работа закончена, можно провести беседу, почему так говорится в пословице. Совместный труд – эффективный метод воспитания дружелюбия «Берись дружно, не будет грузно».

Загадка - жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать можно как предлагает . На стол выставляется несколько игрушек, для каждой подбирается загадка: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожицами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает». Нужно обратить внимание детей на яркую, образную характеристику игрушки. Позже можно предложить детям по той или иной игрушке самим придумать загадку. Иногда можно начать занятие загадкой. Дети должны отгадать, что они будут рисовать, лепить. Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

В заключение хотелось бы сказать, что сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять развитие ребенка. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой современных учебно-воспитательных систем.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!