Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 17 «Малютка»
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
КОНСУЛЬТАЦИЯ
на тему: «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО»
Подготовила:
М.В. Шевелева,
старший воспитатель
Каковы современные тенденции развития образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении?
Модернизация дошкольного образования определила существенные изменения в практике работы дошкольного учреждения. Наметились основные тенденции развития образовательного процесса. Педагогу необходимо знать эти тенденции и проектировать образовательный процесс в соответствии с ними.
Основные тенденции развития образовательного процесса:
- Гуманизация.
- Психологизация.
- Технологизация.
- Интеграция.
- Информатизация и компьютеризация.
- Регионализация.
Организация педагогической деятельности в соответствии с современными тенденциями развития образовательного процесса.
1. Гуманизация. Образовательный процесс должен быть ориентирован на личность воспитанника, раскрытие его способностей, создание условий для самореализации; гармонии отношений с окружающими. Обучение носит личностно-ориентированный характер.
Основными характерными чертами такого обучения являются:
– приоритет развития над обучением;
– субъект-субъектные отношения;
– знания, умения и навыки как средство развития личности;
– использование активных методов обучения;
– включение в процесс обучения рефлексии, самоанализа и самооценки.
2. Психологизация. О психологизации образовательного процесса можно судить по количеству психологических понятий и терминов, которые сопровождают педагога каждый день. «Развитие», «эмоциональность», «творчество», «способности», «мышление», «воображение», «память», «познание», «восприятие», «рефлексия» – это всё психологические категории. Но речь идет не о количестве психологических понятий и категорий, а о построении на их основе процесса образования и развития дошкольников.
Необходимо повышение уровня психологической компетентности всех взрослых (включая родителей), взаимодействующих с ребёнком, в том числе:
– знание возрастных особенностей и закономерностей психического развития дошкольника;
– организация психолого-педагогического сопровождения в процессе образовательной работы с детьми;
– формирование психологической культуры педагогов и родителей.
Результатом психологизации образовательного процесса для всех участников образовательных отношений является: повышение творческой активности; развитие самостоятельности; повышение уровня рефлексивности.
3. Технологизация. Реализация задач современного образовательного процесса невозможна без системного подхода в решении педагогических проблем. Это значит, что при проектировании и организации самого процесса должна соблюдаться технологичность, то есть определенный алгоритм действий, система способов и средств, которые гарантируют результат.
Технологичность образовательного процесса определяется:
– наличием образовательной цели и задач;
– поэтапным описанием способов достижения заданных результатов;
– системным применением психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия и переработки информации;
– системным использованием обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса;
– гарантированностью достигаемых результатов.
Благодаря технологизации:
– активизируется образовательный процесс, создаются условия для творческой деятельности воспитанников, их познавательной самостоятельности, развития способностей;
– повышается профессиональный уровень педагога – он способен разрабатывать модели, проекты, авторские программы, технологии образования дошкольников и т. д.
4. Интеграция. Сущность интегрированного образовательного процесса заключается во взаимосвязи и взаимопроникновении всех компонентов этого процесса для формирования у дошкольника целостной картины окружающего мира.
Компонентами образовательного процесса в данном случае будут:
– образовательные области развития воспитанников;
– различные виды детской деятельности;
– формы взаимодействия педагогов с детьми;
– методы обучения и воспитания;
– взаимосвязь развивающих, обучающих и воспитательных задач.
Системообразующим фактором является комплексно-тематическое планирование, поэтому интеграция компонентов образовательного процесса будет естественной необходимостью для раскрытия темы.
В результате интеграции образовательного процесса дошкольник не только познает картину мира, но и овладевает способами усвоения знаний. У него появляется мотивация для самовыражения, готовность творчески выражать себя.
5. Информатизация и компьютеризация. Разработка информационной составляющей образовательного процесса предусматривает:
1). Создание необходимой материально-технической базы по информатизации образовательного процесса. Предполагается наличие компьютеров, ноутбуков, мультимедийной системы, интерактивной доски и другой компьютерной техники.
2). Обеспечение рационального и эффективного использования современных ИКТ.
Использование ИКТ в образовательной деятельности педагогов направлено на повышение результативности образовательного процесса. Должна быть сформирована электронная библиотека для педагога (дидактические и методические материалы, электронные пособия и др.) и для детей (презентации, дидактические игры, мультфильмы и др.).
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, предоставляя возможность воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке.
3). Информационную интеграцию педагогов и родителей. Подразумевается информирование семей дошкольников о деятельности ДОУ и группы, о рекламе образовательных услуг, о современных технологиях развития детей и т. д.
6. Регионализация. Следует учитывать особенности региона в процессе выстраивания стратегии педагогической деятельности и конкретного ее планирования. Региональное содержание образовательного процесса определяется как комплекс климатических, исторических, культурных структурных элементов, которые связанны между собой региональными характеристиками.
Цель реализации регионального содержания – всестороннее развитие и позитивная социализации личности ребенка в природных, социальных и культурных условиях региона.
При проектировании образовательного процесса важно учитывать следующие положения:
– социальный заказ родителей на интеграцию личности ребенка в национальную и мировую культуру;
– специфику реализации регионального содержания, включая особенности развития образования с учетом национального и социального состава населения, культурных традиций окружающей среды;
– применение принципов учета этнокультурной ситуации, гуманизации, комплексности и интегративности.
Все формы, способы, методы и средства реализации регионального содержания разрабатываются обязательно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Задачи конкретизируются по образовательным областям развития воспитанников и интегрируются во все виды детской деятельности
Особенности организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
В связи с введением ФГОС ДО изменились и подходы к организации образовательного процесса в ДОУ.
Особенности современного образовательного процесса представлены по трем компонентам:
-
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса,
-
Характер взаимодействия педагога с детьми,
-
Содержание образовательного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение
1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей, возможностей и интересов каждого ребенка.
2. Учет этнокультурной ситуации развития детей.
3. Обеспечение эмоционального благополучия и психологической комфортности дошкольников.
4. Педагогическая оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) направлена, прежде всего, на определение наличия условий для развития ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями.
5. Поддержка инициативы и активности детей в разных видах деятельности, помощь в самоутверждении и самовыражении.
6. Достижения дошкольников определяются не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств.
7. Целевые ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно дошкольного детства и представляют собой возрастной портрет ребенка, который не может быть непосредственно применен к отдельному ребенку.
Характер взаимодействия педагога с детьми
1. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей.
2. Изменение способа организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.
Содержание образовательного процесса
1.Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательного процесса.
2. Осуществление образовательной деятельности на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольном учреждении.
3. Реализация Программы в формах, специфических для дошкольников (в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка).
4. Приоритет игры как ведущего вида деятельности дошкольника.
5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей), обучение их в специфически детских видах деятельности.
6. Повышение роли семьи при взаимодействии с дошкольным учреждением, включение родителей в непосредственно образовательную деятельность, поддержка образовательных инициатив семьи.
7. Организация развивающей предметно-пространственной среды как важнейшего условия успешной реализации ФГОС ДО.