Консультация: «Проблемы агрессивного поведения у детей в школьном возрасте».
Агрессивное поведение - это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс и агрессию. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления агрессивности уступают место социальным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма не только сохраняется, но и развивается, трансформируется в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения и обучения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Агрессивность -целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку. Агрессивное поведение – поведение, противоречащее и нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Девиантное поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно мальчикам, то в последние годы и девочки привлекают всё больше внимания. И дело не только в росте мелких правонарушений, прогулов уроков.При этом девочки всё чаще становятся «вдохновителями» и инициаторами нарушений поведения у мальчиков. Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:
- физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (ребенок дерется, кусается, ломает, швыряет предметы и т.п.)
- вербальную — выражающуюся в словесной форме (ребенок кричит, угрожает, оскорбляет других)
- косвенную — непрямая агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников, и т.п.).
Кроме того, при подавлении проявления агрессии и в некоторых других случаях агрессия может быть направлена на самого себя (аутоагрессия) – она выражается в нанесении себе вреда (обкусывании ногтей, выдирании волос, частом травмировании и т.п.).
Факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения
Уровень агрессивности детей может меняться в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин тому много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимодействие с учителями и родителями. Стойкая агрессивность детей проявляется в, частности, в том, что порой они иначе, чем другие, понимают поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип поведения, который культивируется в семье и в средствах массовой информации. Однако, как мы отметили выше, в настоящее время и у девочек все чаще и чаще встречаются проявления различных форм агрессии.
Часто причиной детской агрессивности является семья. Агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях — крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает ее у взрослых, если она стала нормой его жизни. Не приводит ни к чему хорошему и непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения: дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей.
Формированию детской агрессивности способствует и неприятие со стороны взрослых — безразличие, устранение от общения с ним, нетерпимость и властность, враждебность к самому факту существования ребенка. Преодолению агрессивности помогает расположение — готовность и умение слушать, теплота общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться. Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам. Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но, ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.
Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. Итак, необходимо разобраться в причинах отклонений в поведении детей и по возможности исключить их, учить жить по формуле: относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Нужно создать для ребёнка богатый положительный эмоциями окружающий мир:
- внимательное, заинтересованное, постоянное отношение к ребёнку;
- искренний интерес к его друзьям, проблемам, неудачам, радостям;
- совместные игры, то есть постоянное общение, и не только по поводу уроков и провинностей;
- уход за домашними животными; занятия в спортивных секциях.
В заключении хочется процитировать слова профессора педиатрии и психологии Р.Кэмпбелла: «Ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает её.Если ничего не дать, ничего и не получишь.