Консультация «Развитие творческих способностей ребёнка в семье»
Кто видит необычное в обычном, –
Лишь тот сумеет мир преобразить…
(Светлана Дара)
Творчество в современном мире ценится очень высоко. Но, многие родители, к сожалению, не считают творчество важной составляющей развития ребенка. Во главу они ставят знания, речь, мышление, память ребенка, забывая про воображение и творчество. Конечно, знания очень важны, но если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями.
Конечно, у каждого ребенка творчество проявляется по-разному, у кого-то – в большей степени, у кого-то – в меньшей. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Недаром говорят, что дети большие выдумщики и фантазёры. Но вот проходят года и, решая задачки в школе, готовясь к занятиям в университете, бывший фантазёр утрачивает способность к нестандартному мышлению, которое формируют креативность. Креативность (от англ. create - создавать, творить) — способность принимать и создавать принципиально новые идеи, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом. Или умение видеть в одном предмете другой.
В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях, немалую роль играет воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры когда ребенок представляет предметы которыми играет (берет кубик и говорит, что это - стол, а может - это чашка).
Что такое творческие способности?
Творческие способности – такие свойства личности, которые обеспечивают человеку успешное выполнение какой-либо деятельности. комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:
• стремление к познанию;
• умение познавать новое;
• живость ума;
• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
• стремление к открытиям;
• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
• свободное воображение;
• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
С чего начать? Прежде всего – с себя!
В дошкольном детстве главную роль в развитии творческих способностей малыша играют родители.
Временами можно наблюдать картину, когда взрослый рисует предмет, или просто показывает картинку малышу и озвучивает название предмета, который изображен. А малыш видит это своеобразно. Ребенку кажется, что машинка похожа на дворовую добрую собачку, а чайник – на рыбку. Но взрослый требует от ребенка, что тот запомнил правильное название с точки зрения родителя. Родитель пытается научить свое чадо шаблонному социальному восприятию и пониманию вещей, и пропускает мимо то, что ребенок относится к миру творчески.
Родителю нужно измениться самому, прежде всего, для развития творческого потенциала ребенка. Научитесь играть в детские игры, не бойтесь на некоторое время стать ребенком, шалите и веселитесь, нарушайте иногда правила поведения взрослого человека во имя вашего ребенка. Это не только поможет вам сблизиться с вашим ребенком и будет способствовать его развитию. Сочиняйте вместе с ребёнком сказки, стихотворения, придумывайте несуществующих животных и растений - поддерживайте его творческую инициативу.
Выделяют несколько основных условий развития творческих способностей детей.
1. Раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
2. Создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно, заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться.
3. Сам характер творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего
4. Предоставление ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
5. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
6. Тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям, не свойственным реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
7. Праздничные утренники с присутствием родителей. Праздник является действенным средством воспитания, способствующим всестороннему развитию ребёнка, как загораются глаза у ребёнка в присутствии матери или отца, как хочется ему показать свои успехи, свои таланты, именно в их присутствии.
Великий Ян Амос Коменский писал: «Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
По мнению известно психолога К.Роджерса, дети утоляют свое любопытство, свою неуёмную энергию с помощью интереса. А если его нет у человека, жизнь его становится скучной, окрашиваются в грустные серые тона, радость собственного существования уходит
Что способствует развитию творческой активности у ребенка?
1) Окружающий мир.
Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом с малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях – первый важнейший урок для малыша.
2) Развивающие игры и игрушки.
У малыша обязательно должны быть мозаики и конструкторы. При этом очень важно, чтобы все игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру, подумайте, принесет ли она ему какую-нибудь пользу.
3) Рисование.
Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и… терпением. Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые «шедевры». Постепенно давайте волю его самостоятельности, хотя вам и придется стирать перепачканные рубашки и следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом.
4) Лепка.
Лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию мелкой моторики руки, в лепке ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий.
5) Чтение.
Читать детям нужно не только на ночь, но в любое другое время. Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста.
6) Музыка.
С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские песенки, классическую музыку. Это способствует развитию образного мышления и памяти.
7) Аппликация.
Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций.
Каким же образом можно развивать творчество у детей?
Существуют специально разработанные упражнения, часть из которых описана в популярном пособии для родителей и педагогов Л.Я. Субботиной «Развитие воображения у детей».
Упражнение «Незаконченный рисунок», «Превращение»
Родителям предлагается лист с изображенными на нем кружочками, квадратиками, крестиками. Линиями вертикальными, горизонтальными, зигзагами и др. Задача – используя различные элементы, изобразить какие-либо образы. Повторяться нельзя.
Игра «Рифмоплет».
Родители придумывают слова, окончания которых звучат одинаково ( палка – галка), сочиняют двустишья на заданные рифмы.
Игра «Изобретатель».
Предлагается придумать:
- несуществующий прибор, необходимый в домашнем хозяйстве;
- необычные способы использования обычных предметов.
4. «Хорошо-плохо»
- вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.
5. «Нестандартные задачки»
- пусть ребёнок находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.
Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку? И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?
6. «Что будет, если…»
- предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.
Я предлагаю вернуться в чудесный мир детства и немного поиграть. Игры на развитие творческих способностей
«Новая жизнь»
Все вещи рано или поздно приходят в негодность, и их приходится выбрасывать. Но есть такие люди, которые не спешат расставаться с предметами, исполнившими свое прямое назначение. Они придумывают вещам новое применение и используют их в новом качестве еще долго и долго. Попробуйте найти применения ненужным, отслужившим свое предметам:
- коробке от чоко пая
- пустой консервной банке
- лопнувшему воздушному шарику
- перегоревшей лампочке
- пустому стержню от ручки
8 . Закончи предложение
«ёлка зелёная, как…. огурец, цыплёнок жёлтый, как … солнышко, мяч круглый, как … яблоко
9. «Что там такое?»
Положите какой-нибудь предмет в коробочку, пусть ребенок угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки.
10. «Игры со словами»
Пока идете, например, из детского сада или с прогулки домой, играйте с ребенком в слова – пусть он подбирает к ним антонимы, синонимы и т.д.
Вот задания, которые можно предложить детям. Такие упражнения способствуют развитию творческих способностей детей.
Развитие творческих способностей и речи детей через технику друдлы
Друдлы – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название происходит, как комбинация трех слов (каракули – рисунок- загадка).
Это черно – белые картинки загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое. Самый лучший ответ – тот, который мало кому придет в голову, но услышав его рисунок, кажется очевидным. Смысл друдлов, придумать как можно больше вариантов видения картинки, в этой игре, как– правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ. В друдлы могут играть люди любого возраста для расширения их кругозора. Самая главная цель: «Учиться видеть необычное в обычном».
Чем полезна техника друдлы?
— развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
— развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
— развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.
Если заниматься друдлами в паре с ребенком без общения просто не обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?», «А что ты здесь дорисуешь?», «А какого цвета это будет?». Ребенок отвечает, проговаривает слова, звуки.
Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.
Часто друдлы загадываются именно детям для расширения их кругозора, и поэтому их можно встретить в различных детских книжках. Однако использовать друдлы можно не только для детей, но для взрослых для развития их навыков творческого мышления.
Полезные советы родителям для развития творческих способностей детей.
Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и везде, а не только в специально отведенное для этого время и место.
Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна способствовать развитию.
У малыша должны быть все материалы и инструменты для детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага и другие.
Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка.
Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие последствия творческого поиска ребенка.
Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ним в скучные уроки.
Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача – развитие способностей.
Развитие творческих способностей должно носить регулярный характер, а не осуществляться время от времени.
Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые задания и упражнения.
Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Свое выступление мне хочется закончить словами «Учитесь видеть необычное в обычном».