СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Мир входит в сознание человека лишь через  дверь органов внешних чувств.

 Если она закрыта, то человек не может войти в него, и не может вступить в связь.

Мир тогда не существует для сознания».

Б. Прейер,   

 

Что же включает в себя сенсорное развитие ребенка? Сенсорное развитие ребёнка -  это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как:

  • форма
  • цвет
  • величина
  • положение в пространстве
  • запах
  • вкус

Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В дошкольном  возрасте посредством игры развиваются органы чувств ребёнка, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.

Просмотр содержимого документа
«Консультация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»»

Консультация

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»


«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств.

Если она закрыта, то человек не может войти в него, и не может вступить в связь.

Мир тогда не существует для сознания».

Б. Прейер,


Что же включает в себя сенсорное развитие ребенка? Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как:

Слайд 2.

  • форма

  • цвет

  • величина

  • положение в пространстве

  • запах

  • вкус

Любое увлекательное занятие обозначается для них словом «игра». Через игру ребёнок познаёт окружающую его действительность, свой внутренний мир.

В дошкольном возрасте посредством игры развиваются органы чувств ребёнка, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной деятельности и физической активности ребёнка. Малыш с увлечением исследует предметы, его окружающие, применяя при этом все доступные ему способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.

С возрастом игра становится более осмысленной, предметной, но её цель – познание мира, остаётся неизменной.

 Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Слайд 3.Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Знание сенсорных эталонов поможет ребенку к дальнейшему обучению в школе.

Мы сталкиваемся с сенсорными эталонами везде и поэтому можно знакомить с ними детей не только на занятиях, посредством различных дидактических игр, но и в режимных моментах, и в свободной деятельности детей.

Одеваясь и раздеваясь, обращайте внимание на цвет вашей одежды и одежды ребенка. Рассматривая одежду, называйте ее цвет, и учите находить такой же в других вариантах одежды и в других предметах. Одновременно вы будете расширять словарный запас ребенка.

Слайд 4.Пример: у меня красное платье, что еще красного цвета есть у нас дома, найди такой же цвет? Что красного цвета ты видишь на улице?

Знакомя детей с размером предметов, обращайте внимание на размер игрушек, книг и т.д. в группе.

Слайд 5.У меня большая книга, а у тебя? А у кого больше. Какая у меня ладошка, а у тебя? Одновременно вы учите ребенка согласовывать прилагательные с существительными:

Слайд 6. Покажи, где у тебя большая машина? А где маленькая? Какие колеса у большой машины? А у маленькой? Добивайтесь от ребенка полных ответов. Этим вы не только развиваете у него сенсорное восприятие, но и развиваете его речь. Развиваете наблюдательность, внимание и память.

Выйдя на улицу, вы можете обратить внимание на большие и маленькие предметы, которые вы встречаете. На большие и маленькие камни, лужи, шаги.

Слайд 7.Навстречу вам идет собака. Какая она? Большая или маленькая? Кошка? Червячок? Бабочка? Растения, которые вы видите на улице.

Слайд 8.Посмотри, какое дерево большое и маленькие листики на нем. Какого цвета листики? Они зеленые, потому что лето, а осенью какие листья? Желтые, оранжевые, красные.

Вы сами не можете не заметить, что вас окружают предметы разной формы. Обращайте внимание ребенка на окружающие его предметы, называйте их форму и учите ребенка правильно определять ее. Тарелка и блюдце имеют форму круга. Что еще круглое есть: колеса у машины, пуговицы на платье, солнце в небе, воздушный шар, который вы купили ребенку.. Рассматривая с ребенком предмет, учите определять его форму, цвет и размер. Эти машины у тебя большие, а эти маленькие, эти красные, а эти желтые.

Слайд 9. А какой формы мячик? Коробка, в которой лежит новая игрушка? А какой формы елка? Кроме знакомства с формой предмета вы можете познакомить ребенка с дорожными знаками. Какой формы подушка? Апельсин? Кубик?

Обеспечивая приток новых ощущений, сенсорное воспитание также способствует общему физическому и психическому развитию малыша. При недостатке впечатлений дошкольники испытывают "сенсорный голод", который приводит к задержкам общего развития.

Таким образом, постоянно общаясь с детьми, вы способствуете накоплению их сенсорного опыта, словарного запаса и развитию всех психических процессов. Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста – это основа интеллектуального развития, формирования разных навыков. От этого зависит не только успеваемость детей, но и выполнение различных видов деятельности уже в будущем.Удачи!

Пример дидактических игр:

«Какой это формы?»

    Цель:  обучение ребенка умению чередовать  предметы по форме.

     Материал. 4 круглых бусины, 4 квадратных глиняных бусины одинакового цвета, диаметр круглой бусины равен 2 см., сторона квадратной бусины -2см. тонкие шнуры или толстые нитки для нанизывания.

     Ход игры. Кукла или другая игрушка «приходят в гости» к ребенку и «приносят» с собой в корзиночке бусинки и шнурок. Взрослый знакомит  ребенка с куклой  и показывает, что у нее в корзиночке. Кукла просит ребенка сделать из бусинок украшения.

     Слайд 10.Взрослый показывает ребенку бусины и говорит, что они разные по форме: похожи на шарики и кубики. Взяв пару бусин, взрослый рассказывает, как нужно их нанизывать: вначале 

собрать для куклы бусы, нанизывая поочередно  большие и маленькие бусины. Затем кукле показывают, какие получились бусы.

     Если чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, а затем большую, ребенку труднее справиться с заданием, потому что в первую очередь его привлекают большие бусинки.

   Взрослый следит за тем, как ребенок нанизывает бусы, помогает ему продевать нитку в отверстие бусины, если у того не получается, напоминает о чередовании разных бусин: «Сначала большая бусинка, потом маленькая бусинка, снова большая и маленькая. Не торопись, смотри внимательнее!»

   Во время самостоятельной игры ребенку дают различные шнуры и предметы для нанизывания  (например, кольца от пирамидки). Можно использовать и катушки, а вместо шнуров прыгалки со снятой с одной стороны рукояткой.


Размещение вкладышей двух заданных форм  

при выборе из четырех.

Цель: обучение детей умению выбирать объекты двух заданных форм из четырех возможных, закреплять умение соотносить  разнородные предметы по форме, формировать навык совместного выполнения задания.

Материал. 8 – 10 комплектов досок с вкладышами соответствующей формы из расчета  по одному комплекту на каждого ребенка. Комплекты включают следующие сочетания форм: круг – квадрат, круг – треугольник, круг – прямоугольник, квадрат – треугольник, квадрат – овал, треугольник – прямоугольник, треугольник – овал. Руководство.

Слайд 11. Воспитатель показывает детям две доски, сложенные вместе продольными сторонами, обращая их внимание на разную форму отверстий. Затем демонстрирует разные вкладыши, поясняя, что ими можно закрыть все окна. Фиксируя внимание детей на форме вкладыша, воспитатель берет один из них и, отыскав необходимое гнездо, закрывает его. При показе предметов конкретной формы воспитатель пользуется словами «такой», «разные».

     После объяснения и показа педагог приглашает к себе двух детей, дает им по круглому вкладышу и предлагает рассмотреть предметы, найти в доске отверстия такой же формы и закрыть их. Аналогичные действия проводятся с предметами другой формы.

     После того, как все дети по двое выполнят задание около воспитателя, им раздается индивидуальный материал для самостоятельной игры: две доски, составленные продольными сторонами и соответствующее количество вкладышей трех – четырех форм.

     Дети размещаются за столом так же, как и на предшествующем занятии. Более умелого ребенка объединяют с тем, кто испытывает затруднения. Педагог стремится к тому, чтобы оба ребенка были активны и самостоятельны.

     По мере выполнения заданий детьми воспитатель вынимает вкладыши, поворачивает доски по часовой стрелке на 90 градусов и предлагает выполнить задание  с другим сочетанием форм. Так, если сначала один из детей размещал вкладыши круглой и квадратной формы, то при повороте решеток на 90 градусов он выполняет задание с объектами круглой и треугольной формы, при очередном повороте этот ребенок действует с треугольными и овальными формами. И наконец, при последнем повороте он размещает овальные и квадратные вкладыши.

     Второй ребенок размещает соответственно вначале овальные и треугольные вкладыши, затем – овальные и квадратные, далее -  квадратные и круглые и, наконец, круглые и треугольные.

     В ходе занятия дети могут выполнять задание двумя способами. Первый, более простой способ заключается в отборе  пяти предметов одной формы и размещении их в соответствующих отверстиях. Затем ребенок отбирает пять предметов другой формы и так же размещает их в гнездах. В этом случае форму объекта  соотносят с отверстиями лишь один раз, затем как бы автоматически, без сравнивания каждого вкладыша с соответствующим гнездом, по принципу группировки отбирают остальные вкладыши этой же формы и размещают их в отверстиях.

     Более сложный способ – это обследование сенсорных свойств и качеств каждого предмета при размещении их в соответствующих гнездах. С ним справляются лишь некоторые дети.


 «Сделаем матрешке бусы».


Цель: обучение детей умению различать цвета.

Материал.   Деревянные или глиняные бусины восьми цветов по шесть штук каждого цвета. Рисунок с матрешками, одетыми в разноцветные платья этих цветов, нити или шнуры для нанизывания бус.

Ход игры. Взрослый показывает матрешек и говорит, что матрешки пришли в гости и принесли с собой бусинки и нити (шнурки, веревочки) разного цвета (один конец шнура можно накрахмалить, чтобы легче было нанизывать бусы, а на другом конце сделать узелок, чтобы они не соскальзывали).

Слайд 12. Сначала взрослый предлагает ребенку выбрать бусины одного цвета из предложенных 4 цветов. Когда ребенок выберет понравившиеся бусины, ему дают шнур и предлагают нанизать на него бусинки. Если ребенку сложно выполнить задание, взрослый помогает ему. Затем ребенку предлагают найти матрешку, для которой он сделал бусы. Взрослый называет цвет бус и подчеркивает, что платье у матрешки должно быть такого же цвета.

Так же собираются бусы других цветов. Когда всем матрешкам будут подобраны бусы, взрослый спрашивает, показывая на матрешку в красном платье: «Кто знает, какого цвета  платье у матрешки? (ребенок отвечает.) Правильно, красного». Показывая на другую матрешку, взрослый сам называет цвет ее платья: «А у этой матрешки синее платье». Взрослый показывает других матрешек и задает вопросы о цвете их платья.  Если ребенок не может назвать цвет, его называет взрослый.

Показывая матрешку в зеленом платье, взрослый объясняет: «У этой матрешки платье и бусы зеленого цвета. Такого цвета бывают листья и трава». Так же можно рассказать и о других цветах.

В конце занятия взрослый хвалит ребенка за то, что он сделал для матрешек бусы и матрешки стали еще красивее.


«Сбор фруктов».


Цель: развитие глазомера детей при выборе по образцу предметов определенной величины.

Материал. Яблоки – образцы (вырезанные из картона) трёх величин – большие, поменьше, маленькие; дерево с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 6 яблок разной величины, диаметр каждого следующего яблока меньше предыдущего на 6,5см; книга с красочными иллюстрациями «Гуси – лебеди»; три куклы разного роста.

Ход занятия.

1.Рассказывание русской народной сказки «Гуси – лебеди». Рассматривание красочных иллюстраций к сказке.

- «Смотрите, ребятки, какая красивая  яблонька сестричку с братиком спрятала от злых гусей – лебедей. А мы тоже сейчас вырастим волшебную яблоньку, всю в спелых, сладких яблоках и угостим ими наших кукол. Положим им на тарелочки. Но куклы у нас разного размера, поэтому нам придется разложить яблоки по трем разным корзинкам:

Слайд 13. Самые большие для Алены; средние для Оли; маленькие для Кати. Сейчас мы с вами скажем волшебные слова и на этом подносе вырастет самая настоящая яблоня. Только надо всем дружно сказать волшебные слова:

Крибле крабле бумс.

Ну- ка все дружно: крибле крабле бумс. Вот и выросла наша яблонька.

Показываю детям яблоню с яблоками и корзины. Возле корзинок сажаю трех кукол.  

-«На нашей яблоне растут яблоки трех размеров. Сейчас каждый ребенок по очереди подойдет к яблоньке и по образцу сорвет такое же яблоко, что и у него в руках. Если яблоко сорвано правильно прошу положить их в соответствующую корзинку».

Когда все яблоки сорваны и разложены по корзинам, дети относят яблоки на стол и продолжают угощать кукол. Если игра кончена, а дети ещё не наигрались, то яблоки можно повесить на место и повторить игру.


Вверху – внизу. Кто выше?


Цель. Развитие пространственных представлений.

Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, коза идет по мостику, то он прикрепляет его вверху, а если он взял утку, то внизу. Утка плавает в воде. При этом он говорит: «Коза идет по мостику, а утка плавает в воде».

Слайд 14. В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.


В мире запахов.


Цель: обучение детей умению определять и назвать запах чего – либо,  устанавливать отношения между предметом и его запахом, работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, то есть восприятие запаха.

Содержание игры: Ребенку завязывают глаза, ребенок должен определить на запах, что за фрукт лежит на подносе, и дать тогда уже ответ. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать другой овощ или фрукт. Найти целый овощ или фрукт на столе.

На подносе лежат овощи или фрукты, знакомые уже ребенку. Это могут быть: Слайд 15. (например, яблоко, апельсин, банан, виноград, груша и т.п.) Можно также завязать каждому ребенку глаза и спросить: «Что это?», держа перед ними душистое мыло, детский крем или флакон с духами. За правильный ответ натрите ребенку ручки кремом, духами и подарите цветок, который он правильно определил.


«Угадай на вкус».


Цель: упражнение детей в умении определения вкуса и запаха овощей и фруктов.

Задачи:

- Активизировать речь детей;

- Развивать память, сосредоточенность, выдержку.

Игровые правила. Не глядя на овощ (завязать глаза), определять его вкус, по запаху; правильно называть вкус словом, отгадать по запаху что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ и фрукт для пробы. Остальные дети терпеливо молчат, не подсказывают.

Игровые действия. Завязать глаза, не подглядывать, не торопиться с ответом, тщательно определить на запах затем на вкус и дать тогда уже ответ. Тому, кто ошибется, дают возможность попробовать другой овощ или фрукт. Найти целый овощ или фрукт на столе.

Ход игры. На столе на подносе лежат фрукты и овощи, знакомые детям: Слайд 16. (лимон, яблоко, апельсин, сыр, слива, помидор, огурец соленый, морковь, капуста, репа, редис; груша, бананы, виноград. На другом подносе эти овощи и фрукты разрезаны на небольшие кусочки на каждого ребенка. Здесь же находятся бумажные салфетки (либо зубочистки для каждого ребенка). Воспитатель с подносом обходит всех играющих. К кому подойдет, тому завязывает глаза, кладет на салфетку один кусочек овоща или фрукта и просит ребенка сначала определить на запах, а затем взять этот кусочек в рот. Тот, не подглядывая, отгадывает по вкусу и запаху название овоща или фрукта. Затем находит овощ или фрукт на столе. И так воспитатель ходит до тех пор, пока все дети будут вовлечены в игру.

Игра заканчивается перечислением принесенных овощей или фруктов, определением вкуса каждого из них.




6