СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация « Сильный, чистый голос»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация « Сильный, чистый голос»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОЗЕРНЕНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ



                                                     








Консультация

« Сильный, чистый голос»























Составитель:

                                                                  Морозова М.Н.

2022год







СИЛЬНЫЙ,ЧИСТЫЙ ГОЛОС .

В ходе индивидуальных и групповых занятий дети овладевают вокальными и хоровыми навыками и совершенствуют их, учатся работать над собственным вокальным звуком, формируют тембр, тренируют дыхание, постепенно доводя все это до максимально приближенного к профессиональному. Учебной основой для занятий служат различные музыкально-вокальные упражнения, предлагаемые педагогом, а также произведения вокальной литературы. Основной пласт - это современная эстрадная музыка (только на групповых занятиях), позволяющая овладеть стилистическими разными манерами исполнения.

Задачи, поставленные перед детьми, постепенно усложняются. Распределение тематического материала по полугодиям и годам обучения, а также по степени его сложности планируется с каждым студийцем индивидуально. Поскольку обучающий период начинается со студийцами 10-летнего возраста, то неизбежно возникновение некоторых физиологических (в основном у мальчиков) и психологических проблем, связанных с периодом взросления. Возникает проблема с мутацией - "ломкой" голоса у мальчиков. Как правило, это происходит в возрасте от 11 до 15 лет, когда голос мальчика превращается в голос мужчины. В такие моменты бдительность и профессионализм преподавателя выходит на первый план. Вовремя распознав наступление "мутации", педагог должен на некоторое время освободить мальчика от вокальных занятий и, правильно определив наступление периода окончания мутации, продолжать занятия далее. Данная проблема может проявить себя и в период взросления у девочек (10-13 лет), когда также могут возникать моменты неуверенности, сиплости в голосе. Обычно для девочек это менее болезненный этап и проходит он быстрее, чем у мальчиков. Педагог вокала обязан очень четко представлять себе весь круг проблем, возникающий в переходном возрасте с голосами студийцев. Он несет ответственность за этот этап. Учебные занятия строятся примерно по одному плану:

1. Разогрев вокального аппарата: - несколько дыхательных упражнений; - небольшие попевки в пределах квинты с закрытым ртом или на гласный "о", "а".

2. Работа над правильным вокальным формированием звука: - пение на одной ноте различных слогов: "ми", "ме", "ма", "мо", "му" для сглаживания разницы в произношении гласных звуков; - небольшие попевки с использованием различных слогов с перенесением (транспонированием) их на различную высоту

3. Исполнение вокального произведения. Варианты упражнений, попевок, могут быть совершенно разнообразными, они должны использоваться на усмотрение педагога. Такая, несколько свободная форма в проведении вокальных занятий на начальном этапе должна все же содержать в себе некоторые ограничения, которые должен контролировать педагог: - нельзя перегружать голосовой аппарат студийца (форсировать звук),так как в период роста ребенка это может привести к необратимым последствиям: узлы на связках, их разрыв и т.п. - нецелесообразно на начальном этапе ставить перед студийцем серьезные вокальные задачи, например, правильно "округлять" звук и использовать другие приемы, характерные для профессиональных вокалистов. Такие задачи не совсем понятны детям в возрасте14-15 лет. Они могут привести к неприятию самого предмета изучения, а в отдельных случаях и к конфликту с педагогом. Гораздо важнее в этот период помочь ребенку найти свой собственный естественный голос, о существовании которого он, может быть, и не подозревает, научить его правильно слышать себя и лишь затем, постепенно и очень аккуратно начинать его развитие. Работая над совершенствованием вокально-певческих навыков (дыханием, тембром, дикцией), как уже отмечалось, проходит на протяжении всего курса вокальной подготовки.

Второй этап занятий должен длиться около одного учебного года.

Третий этап включает в себя новый вид вокальной работы: пение ансамблем и хором. После годового цикла индивидуальных занятий целесообразно начинать ансамблевохоровые репетиции. Такая форма работы также необходима, поскольку довольно часто студийцам приходится в спектаклях исполнять музыкальные произведения или песни многоголосно. Для практических занятий можно использовать легкие 2-х и 3-х голосные музыкальные сочинения, песни, а также произведения, предполагаемые для исполнения в концерте. На втором и третьем году обучения в план индивидуальных занятий необходимо вводить исполнение романсов, небольших и несложных сочинений западной классики, а также начинать работу с техническими атрибутами (микрофонами, фонограммами). Напомним, что работа с техникой также является одним из важнейших направлений творческой деятельности. Одни раз в две недели необходимо проводить технические репетиции, где наиболее продвинутые студийцы, прошедшие двух-трехлетний курс в старшей студии, могли бы начинать самостоятельную работу с микрофоном и фонограммой. Исполнение музыкальных сочинений, насыщенных техническими средствами, подразумевает совершенно иные слуховые ощущения, к которым необходимо некоторое время привыкать. Все вышеперечисленные формы работы совершенствуются на четвертом этапе обучения. Наполняемость группы 5-8 человек. Основная часть занятий, однако, проходит не одной группой, а в форме индивидуальных занятий и ансамблевых репетиций, включающих необходимое для конкретного спектакля количество участников. Занятия ведутся в специально оборудованном музыкальном классе и в технически оборудованном театральном зале.

МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ как уже говорилось, работа на первой ступени строится на базе развивающих методик. Для раскрытия тех или иных способностей ребенка педагогом создается ситуация, в которой данные способности обнаруживаются, и возникает необходимость в использовании именно этих способностей. Задания постоянно усложняются и, таким образом, раскрытые способности постепенно развиваются. Необходимо отметить, что развивающая методика предусматривает индивидуальный подход. Во время работы детям могут быть даны разные задания в зависимости от индивидуальных свойств. При этом любой рост ребенка педагог отмечает как его индивидуальную победу. Именно благодаря такому подходу, развивающая методика не ставит конкретных сроков достижения результата. Она предусматривает даже своего рода шаг назад, который педагог должен сделать, если что-то встречает сопротивление в органике ребенка. Игра - ведущий тип деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Для младшего школьника эта деятельность по-прежнему имеет огромное значение. Она знакома ему, близка, в состоянии игры он чувствует себя спокойно и комфортно. Кроме того, игра необходима ему, чтобы дать выход избыточной энергии, реализовать инстинкт подражания, для тренировки навыков, необходимых в серьезных делах, для удовлетворения потребности в отдыхе и разрядке, как реализация стремления к соперничеству и главенству, компенсация вредных побуждений и невыполнимых в реальной жизни желаний. Другими словами, ребенок испытывает потребность в игре, и именно в игре формируются его эстетические потребности. Мы же эту потребность используем ему же во благо. Шиллер считал "Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет". Кроме собственно репетиций, во время занятий и разминок используются другие произведения этого цикла. Скажем, пока педагог читает потешку, дети двигаются в заданном потешкой ритме. Как только педагог потешку оборвет, или она закончится сама, дети замирают, оправдывая в дальнейшем свою позу в ключе сюжета потешки. Назовем подобный метод - методом погружения. Лишь когда дети ознакомятся с методом погружения с каждым из циклов, представленных для этого возраста, можно использовать перечисленные произведения более свободно, стараясь все же ограничиваться тематикой данного занятия. КЛЮЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение 1. Игра "Жребий" Две-четыре команды по жребию вытягивают то или иное время года. используя цепочку предлагаемых обстоятельств, одна команда в этих обстоятельствах существует, другая угадывает время года.

Упражнение 2. Игра на выбывание. одна группа действует в предлагаемых обстоятельствах, другая (зрители) - "за четвертой стеной". Кто из первой группы взглянул на зрителей и разрушил "четвертую стену" - выбывает. Кто остался в конце - победитель. Потом группы меняются ролями.

Упражнение 3. Тренировка памяти и наблюдательности "Вспомни и подробно опиши свою сегодняшнюю дорогу в школу". Ежедневное использование этого упражнения на занятиях вынуждает ребенка, день за днем совершая свое путешествие в школу, становиться более внимательным, отмечать детали и подробности, таким образом тренировать память.

Упражнение 4. Развитие памяти, фантазии и воображения Дети сидят в полукруге. Педагог называет первое слово, которое является одновременно и темой будущей фантазии и завязкой сюжетной истории. Каждый последующий ученик, повторяя все предыдущие слова, сказанные до него, называет свое, которое продолжает сюжет ,развивая заданную тему. Упражнение заканчивает заранее названный педагогом студиец. При этом каждый должен организовать поток своих фантазий так, чтобы к финалу сюжет мог подойти в законченном виде, а каждый студиец сумел максимально реализовать свой творческий замысел. В другом варианте игры педагог не называет того, кто должен закончить рассказ. В этом случае от учеников требуется продолжать развивать фантазию как можно дольше, удерживаясь в русле заданной темы.

Упражнение 5 . "Борьба стихий" Упражнение на чувство ритма, фантазию и умение распределяться в пространстве. Группа делится на четыре части, каждая из которых получает роль одной из стихий. По хлопку педагога начинается хаотичное движение в заданном педагогом ритме, в ходе которого каждая группа имитирует пластикой характер движения заданной стихии. Попеременно, то одна, то другая стихия по команде педагога занимает доминирующую позицию, а остальные продолжают движение в нижнем уровне, как бы подавляемые главенствующей стихией. Верхний уровень - движение в полный рост, нижний уровень - движение пригнувшись.

Упражнение 6. "Цветение и увядание" Упражнение на веру в предлагаемые обстоятельства и чувство ритма. Группа делится на актеров и зрителей. Для актеров упражнение начинается с положения в "точке" - дети сидят на корточках на полной ступне, при этом руки, корпус и шея максимально расслаблены. Педагог предлагает придумать каждому, зернышком какого растения он является. На счет 15-20, в заданном педагогом ритме растения вырастают. Группа зрителей пытается догадаться, что за растение перед ними, и помогает исполнителям уточнить рисунок роли. Затем на счет 15-20 "растения увядают" и снова уходят в "точку" - "зернышко". В середине и конце упражнения педагог может задавать детям вопросы, связанные с предлагаемыми обстоятельствами жизни каждого растения.

Упражнение 7 . "Аквариум" Упражнения на веру в предлагаемые обстоятельства и темпоритм. Упражнение проводится после предварительных наблюдений за обитателями аквариума дома или в зоопарке. Дети делятся на две группы: обитатели аквариума и дети, пришедшие наблюдать за ними. Обитатели аквариума распределяют между собой роли и договариваются об устройстве своего дома, об условиях жизни и порядка в нем. Во время упражнения дети наблюдают за аквариумной жизнью, а рыбы, улитки, водоросли и т.п. могут наблюдать за детьми. В связи с различной средой обитания, темпоритм существования обеих групп различный.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!