Контекстные задачи с межпредметным содержанием
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего общего образования включают требования не только к предметным, но и к личностным и метапредметным образовательным результатам освоения обучающимися образовательной программы по химии. К метапредметным результатам относятся межпредметные понятия и универсальные учебные действия.
В образовательном процессе для достижения метапредметных результатов нужно пользоваться заданиями, направленными на фомирование УУД, а также заданиями, с помощью которых можно осуществить диагностику их уровня выраженности. Такими заданиями могут являться контекстные задачи, сконструированные на межпредметной основе.
В состав контекстных задач входит текст, в котором представлены сценарии, встречающиеся в быту, повседневной жизни, условиях промышленного производства. Для успешного выполнения заданий, учащимся необходимо проанализировать текст, найти нужную информацию и объяснить ее. Во время решения контекстных задач учащиеся формируют умение обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, предлагать способы решения проблемы [1,с.14].
Покажем наглядно контекстные задачи с межпредметным содержанием, которые возможно использовать на уроках химии в 9-м классе. Представлены задания 1и 2 – формирование метапредметных результатов, задание 3 – предметных результатов освоения учебной программы
Предмет | Химия |
Класс | 9 |
Тема | Сероводород |
Текст 1. Сероводород (H2S) — бесцветный газ с резким неприятным запахом. При обычном давлении затвердевает при -85,5°С и сжижается при -60,3°С. Плотность газообразного сероводорода при нормальных условиях составляет примерно 1,7, т.е. он тяжелее воздуха. Смеси сероводорода с воздухом, содержащие от 4 до 45 объемных процентов этого газа, взрывоопасны. На воздухе воспламеняется при температуре около 300°С. Растворимость в органических веществах значительно выше, чем в воде, например, один объем спирта поглощает 10 объемов газа.
Он содержится в попутных газах месторождении нефти, в природных и вулканических газах, в водах минеральных источников, образуется при разложении белковых веществ. В промышленности его получают как побочный продукт при очистке нефти, природного и коксового газа. Применяют в производстве серной кислоты, серы, сульфидов, сероорганических соединений, для приготовления лечебных сероводородных ванн.
Хранится и перевозится в железнодорожных цистернах и баллонах под давлением в сжиженном состоянии. При выходе в атмосферу превращается в газ. Скапливается в низких участках местности, подвалах, тоннелях, первых этажах зданий. При утечке загрязняет водоемы.
Опасен при вдыхании, раздражает кожу и слизистые оболочки. Первые признаки отравления: головная боль, слезотечение, светобоязнь, жжение в глазах, раздражение в носу, металлический вкус во рту. тошнота, рвота, холодный пот, понос, боли при мочеиспускании, учащенное сердцебиение, боли в груди, удушье. При вдыхании газа в значительных концентрациях возможен мгновенный обморок или даже смерть от паралича дыхания.
Однако растворенный в воде сероводород в малых дозах оказывает на организм человека мощный оздоравливающий эффект: полезен для сосудов, нервных клеток, оказывает противовоспалительный эффект. Введение нетоксичных доз сероводорода в организм борется с гипертонией, также он защищает стенки сосудов от потери эластичности, таким образом повышая их устойчивость к повреждениям.
Текст 2. Воздействие токсических веществ
Во многих отраслях промышленности возможно воздействие токсических веществ на организм человека [5,с.83]. Острые отравления чаще бывают групповыми и возникают при авариях. Хронические отравления развиваются постепенно при постоянном длительном действии ядов, проникающих в организм в относительно небольших количествах.
В профилактике отравлений огромную роль играет вентиляция помещений. Имеет значение также использование средств индивидуальной защиты, ограничение продолжительности рабочего дня.
Одним из важных понятий в экологии и химии является ПДК - предельно допустимая концентрация. ПДК – концентрация вредного вещества в окружающей среде, при которой данное вещество не оказывает какого-либо неблагоприятного влияния на организм человека, на его будущее потомство, не ухудшает жизнеобеспечение организма, его нормальное функционирование. ПДК – показатель, утвержденный законодательством страны. ПДК сернистого газа в воздухе рабочей зоны составляет 0,9 мг/м3
Задание 1. Пользуясь информацией текста 1 и данными таблицы определите класс опасности сероводорода.
Задание 2. Переведите информацию текста 1 в табличную форму [3, с.117]:
Свойства | Сероводород |
Формула | |
Агрегатное состояние | |
Цвет | |
Легче или тяжелее воздуха | |
Запах | |
Растворимость в воде | |
Физиологическое действие | |
Нахождение в природе | |
Свойства водного раствора | |
Задание 3.
Из-за нарушения работы вентиляции в помещении химической лаборатории площадью 30 м 2 и высотой потолка 3,5 м в воздухе скопилось 108 мг сероводорода. Определите и подтвердите расчётами, превышает ли концентрация газа в воздухе данного помещения значение ПДК. Пользуясь информацией текста 2, предложите способ, позволяющий снизить концентрацию сероводорода в помещении.
Лист ответов
Задание 1. Сопоставление описательного текста с таблицей, анализ информации.
Ответ: Класс опасности 3, сероводород относится к веществам удушающего действия.
Балл: 1
Задание 2. Деятельность: перевод одной формы информации (текста) а другую (таблица)
Свойства | Сероводород |
Формула | H2S |
Агрегатное состояние | Газ, при растворении в воде образует слабую кислоту |
Цвет | бесцветный |
Легче или тяжелее воздуха | тяжелее |
Запах | Резкий, неприятный |
Растворимость в воде | Малорастворим в воде |
Физиологическое действие | Большая концентрация газа в воздухе вызывает удушье и даже летальный исход Первые признаки отравления: слезы, тошнота, жжение в глазах и органах дыхания, боль в груди |
Нахождение в природе | Он содержится в попутных газах месторождении нефти, в природных и вулканических газах, в водах минеральных источников, образуется при разложении белковых веществ |
Свойства водного раствора | В малых дозах сероводородная вода оказывает лечебное действие Воздействие сероводородных ванн оказывает противовоспалительный эффект и ускоряет процесс заживления мышечной ткани и кожи, в крови снижается холестерин. Сульфидные воды положительно влияют на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, на общую и иммунологическую реактивность. |
Критерии оценивания:
Заполнены все элементы таблицы, смысловые ошибки отсутствуют - 3 балла.
Описаны не все свойства сероводорода, или описаны все, но с недочетами – 2 балла.
Описаны некоторые свойства сероводорода, есть смысловые или химические ошибки - 1 балл
Ответ неверный – 0 баллов
Задание 3. Деятельность: найти в тексте информацию, используя ее сделать расчеты, сформулировать вывод, предложить способ решения проблемы
Ответ: Определим объём помещения:
V(помещения) = 30 · 3,5 = 105 м3
Определим концентрация сернистого газа:
С (Н2S) = 108 / 105= 1,03 мг/м3
Формулируем вывод о превышении ПДК: значение концентрации сероводорода в помещении превышает показатель 0,9 мг/м3 .
Формулируем предложение по снижению содержания газа в воздухе помещения: проветривание (вентиляция) помещения
Критерии оценивания:
Верно сделаны расчеты, сформулирован вывод и предложение по улучшению : 4 балла
Верно выполнены расчеты, но не сделан вывод и отсутствует предложение: 2 балла
Расчеты выполнены неверно- 0 баллов
Систематическое использование контекстных задач на уроках химии облегчит формирование у учащихся универсальных учебных действий и навыков практических проблем в жизни, а также позволяет учителю видеть динамику развития УУД у школьников, составляющих основу метапредметных результатов.
Список используемых источников:
Асанова Л.И., Снегирева Е.М. Контекстные задачи // Химия в школе № 2, 2018. – с.14-18
Игнатьева Е.Ю. Метапредметный потенциал учебного текста: актуализация в основной школе// Вестник Череповецкого государственного университета. -2020. - № 1 (94). с.162-172
Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. Петрозаводск, 2020. – с. 116-125
Сафронова О.В. Работа с графической информацией как средство формирования функциональной грамотности // Новые педагогические исследования: сборник статей II Международной научно-практической конференции. – 2020. – с. 14-16
Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2021